Продолжение интервью с А.П. Биневым на радиостанции “Говорит Москва”.

МАХНЕВ: да, семена — это начало-начал. То есть, сортоиспытания проходят эту практику. И почему я говорю, что школьный огород очень важен? Потому что система обучения ошибок, она всё-таки не всегда объективна.

А вот школьный огород, любой огород, он объективен, если ты не умеешь заботиться, то растение погибнет. И здесь вот природа не прощает ошибок, здесь ребёнок сам убеждается на живом примере, когда он заботится о тех или иных вещах.

Кроме того, нам сейчас важна защищённость, продуктовая безопасность. А как её воспитать? Надо взращивать учёных, которые будут создавать новые сорта семян, испытывать их.

А где их взять? Их надо с детства уметь взращивать, чтобы дети с детства имели вкус и привычку к этому делу. Вот, участвуя в проекте «Нужны селекционеры», в мы получили финансирование на 5 теплиц. Ну, опять же, ерунда – 5 теплиц в 5 школах четырёх регионов нашей страны. Но теплицы 4 на 10. То есть, эти теплицы уже не как 3 на 6, которые имеет большинство школ. Это позволяет классам, ученикам более комфортно работать, потому что мы сегодня говорим о труде. А с другой стороны, что такое труд? Это же и орудия труда, которыми работают дети. А готова ли сегодня школа, готово ли сегодня общество дать детям удобные орудия труда? Вот пока мы не видим этой готовности. А через проект «Нужны селекционеры» мы хотим это развивать. Вот сейчас Минсельхоз, спасибо ему, поднял тему агроклассов активно и не просто поднял, а нарисует схему, которая будет работать с агроклассами. Но, на наш взгляд, эта схема нуждается в дополнениях. В каких? Вот есть фонд для НКО, фонд президентских грантов, есть фонд культурных инициатив, которые поддерживают проекты культуры, но нужен ещё фонд, который поддерживал бы проекты школ, не только сельских, но и городских школ, которые занимаются агроделом, да? И здесь это проекты не одногодовые, сами понимаете, засадить, вырастить, провести сортоиспытания – это всё-таки требует иных подходов, иных временных сроков. На самом деле, нужно понять, чем сегодня человек может заниматься в деревне.

Вот чем он может заниматься? Очень важный вопрос. Да, очень важный вопрос. Один из вариантов – это личный огород с производством некоторых определенных видов продукции. Вот тот же помидор, да, ну, скажем, в ряде стран он называется, как выращенный с применением органических методов и фермерских условий. Органический томат, органическая культура, да, она стоит гораздо дороже, чем массовая продукция.

И вот я сам знаю, что были в своё время деревни, которые занимались огурцами, помидорами, т.е. вот там эта стихия зарождалась, и как-то поколениями эта тема работала. Могут ли сегодня в деревне развиваться эти сюжеты? На наш взгляд, могут. В ряде регионов, о с учётом климата, что огород 20-25 соток может прокормить и дать развитие семье 4-7 человек. Вот мы сегодня говорим, как реализовать ситуацию с демографической проблемой, да?

Но всё-таки сельская школа и село более способны вместить в себя многодетную семью. Но мы о чём говорим? Что эта деятельность должна быть в глазах общества интересной. То есть, это не тупиковая ветвь, что ты вот занялся земледелием, сидишь на огороде. Да нет, абсолютно. Вот есть уникальный опыт Иркутских школ, у них там активно регион взялся за развитие агрообразования, и они ежегодно проводят конкурс «Юный фермер», где школа присылает ролики, как дети заботятся о растениях, животных и, на мой взгляд, это такой существенный момент, когда дети занимаются очень хорошими и интересными вещами, что они с юных лет с этим соприкоснулись, получили практический опыт и могут увидеть выгоды для себя, выгоды и материального плана, часть из них могут остаться жить на своей родной земле и заниматься делом, которое им нравится, которое они умеют делать. Но не всем же ехать в город и заниматься не всегда любимой работой. Это же тоже очень важно! И тут решается вопрос и заселённости наших территорий и демографических проблем. Мне могут сказать, да ну, всё дорого, врачей нет, того нет, и прочее-прочее, но это ещё раз подчёркиваю – везде разные нюансы. Всё это надо изучать, показывать и пропагандировать сельский образ жизни как успешный. Вот у нас очень мало показа успешных сельских практик. Нужно активно показывать и рассказывать о том, что сделано сегодня в сёлах, в деревнях, в аулах, как происходят изменения, какие изменения нужны, какие требуют некоторого осмысления или некоторых других сюжетов развития.

сортоиспытания в Уриковской СОШ Иркутской области

сортоиспытания в Уриковской СОШ Иркутской области

Дальнезакорская СОШ Иркутская область

Дальнезакорская СОШ Иркутская область