Последняя часть интервью на радио “Говорит Москва”.

БИНЕВ: Хорошо. А вот мои вопросы, может быть, звучат несколько там саркастически время от времени, но я надеюсь на всё-таки оптимистический лад вашей деятельности, нашей беседы вообще. Пробовали ли Вы обратиться, вот, скажем, вот вы сами упомянули, президента, пробовали ли вы обратиться в президентскую администрацию? Ну, в соответствующий департамент, конечно. Ну, например, в управление, отдел. За разрешением вот этих ваших проблем, проектов, ну, финансы, внимание, социальная поддержка. Или вы не решаетесь?

МАХНЕВ: нет, дело-то не только в этом. В государстве выработана определённая система сегодня поддержки тех или иных общественных проектов. Это ведётся в основном через конкурсную систему грантов. Эта система не всегда совершенна, но она отработана.

Любая система лучше любой не системы. Нас может поддержать Министерство просвещения в рамках каких-то определённых целей и программ. Это всё разрешено законодательством, но здесь должна пройти и разъяснительная работа. Почему мы считаем, что проще вариант работы с московским образованием? Это понятнее и проще, сегодня государство напряжено по другим категориям, и это я тоже понимаю прекрасно.

Второй момент – это поиск людей из числа наших богатых предпринимателей, бизнес сообщества. Но пока их мы убедить не можем.

Мы создаём уникальный ресурс памяти о сельской школе страны. Его никакой искусственный интеллект не создаст. Почему? Потому что чтобы искусственному интеллекту это собрать, обобщить, это должно где-то быть, т.е. оно должно быть где-то написано, это всё должно быть где-то собрано. Вот создали мы формат исторической справки, он простой и понятный, школа его заполняет. А вот учёные из этого уже формата исторической справки могут набрать необходимой информации для понимания того, как происходили процессы в развитии образования в XIX, XX, XXI веке, что происходило. Но сама школа должна заполнять эту справку, рассказывая о себе. Это делает детско-взрослое сообщество школы. И это, на самом деле, интересная и важная работа и для взрослых, и для школьников.

Другой вопрос, конечно, мы ждём помощи от бизнеса, который реально может финансово поддержать создание Энциклопедии! Вот сейчас большие средства выделены на создание энциклопедического ресурса, да? Мы же делаем то же самое. Да, это более узкий сегмент, но это таже российская Энциклопедия, в создании которой мы принимаем участие! Я просто понимаю, что чем больше мы будем задерживать с этим, тем сложнее будет собрать нужную информацию. Как вы правильно заметили, люди уходят, носители информации, уходят образовательные организации, школы уходят, о которых нужно говорить. Школа ушла, кто о ней расскажет? То есть, должны быть люди, готовые о ней рассказать, написать. И мы сейчас это стимулируем. Другой вопрос, что региональные министерства, органы исполнительной власти могут административно, ну, немножко как бы побудить школы заполнять эту историческую справку, это же не требует никаких денег, но требует какого-то определенного количества времени, осмысления и понимания.

БИНЕВ: А обращаться в детские фонды за поддержкой вы пробовали? Вот они ведь у нас есть, и дело они своё знают очень крепко. Я знаю, что они работают результативно и порой очень и очень эффективно.

МАХНЕВ: смотрите, да, ещё раз подчёркиваю, у нас проект, он энциклопедический. Детские фонды, и это их правильная задача, они работают по конкретным проблемам помощи или конкретным детям, попавшим в какие-то трудные жизненные ситуации или конкретным проектам, связанными с какими-то определёнными результатами. Мы, ещё раз подчёркиваю, не входим немножко ни в ту, ни в другую программу. Мы поддерживаем агродело в школах, другие направления развития в сельском образовании. Вот мы выиграли грант в фонде культурных инициатив «Музей приходит в сельскую школу», потому что мы считаем, что школьные стены тоже должны работать.

Вот есть великолепная программа Минсельхоза РФ – комплексное развитие сельских территорий.

И сегодня, на наш взгляд, эта программа должна быть отражена в работе школ через передвижные выставки с информированием, как меняется жизнь на селе. Что не только негативные сюжеты должны слышать, а видеть, заходя в школу видеть положительные перемены в стране, в родном регионе, на своей малой родине.

Мы вот на базе 142 школы с. Горный щит Свердловской области сейчас начали проект и готовим его продолжение при поддержке многопрофильной организации “НЕОСТРОЙ”. Проект называется «Я хочу жить и работать в Свердловской области». То есть, это серия плакатов, размещенных на здании школы. Вот ребёнок идёт в школу, видит большой плакат: «Я хочу жить и работать в родном регионе».

БИНЕВ: А плакаты ему помогают?

МАХНЕВ: Нет. Ну, реклама то работает. Сама же визуальная реклама коммерческих продуктов почему-то работает?! Воздействует?! Надо сформулировать повестку желания жить и работать в своем регионе. Вот в последнее время возникла тема, что губернаторы ряда регионов поддерживают деньгами, премиями 100 балльников по ЕГЭ, победителей олимпиад и прочее, прочее. Это вроде как бы хорошая история. Но вопрос, останутся ли они в этом регионе жить и работать? Или не останутся? А почему всё-таки не поддержать тех ребят, вот я рассказывал, которые занимаются в агроклассах, не поддержать тех ребят и публично их не показать, что их труд ценен и тоже важен? У них никогда, может, не будет золотых медалей, серебряных, да? Но ещё раз подчёркиваю, нам же не только учёные и предприниматели важны. Нам всё-таки важны и люди, которые будут реализовывать задумки и учёных, и предпринимателей добросовестно, честно с огоньком работать. То есть, мы сегодня всё-таки во многом должны вернуться назад и показать вот те примеры, Человека труда, его успешность, его ценность.

БИНЕВ: поддержите проект «Сельские школы РФ». Об этом попросил Николай Аркадьевич Махнёв, учитель истории в прошлом, а вообще-то организатор движения за поддержку сельских школ и образовательных систем и воспитания там. Спасибо, Николай Аркадьевич, что пришли. Мы Вас будем поддерживать. Спасибо Вам большое. Программу вел Андрей Бинев.

проект "Музей приходит в сельскую школу" (Песчано-Колединская школа Курганской области)

проект “Музей приходит в сельскую школу” (Песчано-Колединская школа Курганской области)

проект "Музей приходит в сельскую школу" (Теченская школа Челябинской области)

проект “Музей приходит в сельскую школу” (Теченская школа Челябинской области)

плакат, размещенный на здании 142 школы с. Горный щит Свердловской области

плакат, размещенный на здании 142 школы с. Горный щит Свердловской области

вид плаката на здании школы

вид плаката на здании школы