Вспоминаем Дмитрия Васильевича Григорьева ( 15.05.1974- 06.12.2017).

Сегодня исполнилось семь лет, как ушел из жизни после тяжелой болезни выдающийся ученый, педагог, теоретик и практик воспитания, один из авторов и основателей проекта “Энциклопедия сельских школ России” Д. В. Григорьев. Как о нем говорили его коллеги и друзья можно прочитать на нашем сайте https://xn--e1aaibaicee3abxecia6ipck.xn--p1ai/?p=8795 .

Но мы немного о другом… Какой должна быть школа, по какому пути ей идти? Так вот у Дмитрия Васильевича имелось очень ясное и понятное представление, какая школа нужна нашей стране.

“На наш взгляд, для современной школы, ищущей свой уклад, наиболее перспективна стратегия “проращивания” в образовании задач общественного развития. Причем речь не о “задачах вообще”, а о задачах общественного развития того территориального сообщества (муниципалитет, город), куда включена школа. Не копирование социальности, а посильное участие школы в общественных преобразованиях на территории.

Важно, что бы школа перестала мыслить себя, как осажденная крепость или, наоборот, как островок счастья. Изоляционизм – это тупик. Окружающий школу мир не станет лучше и добрее, если школа в него не выходит, если не строить мостики гражданской активности и общественного действия для своих учеников.

Эмануилл Кант сказал: ” Взрослеть можно только в юности”. Только в этом возрасте есть ресурс, позволяющий стать взрослым человеком. А если время упущено, то человек так и останется на всю жизнь вечным ребенком или вечным студентом…

Сейчас ученики выбирают не профессию, а ВУЗ, причем зачастую это делается по родительской подсказке, ребята доверяют родительским сценариям. На самом же деле, человек действительно выбирает только то, что он выбирает сам и выбор – быть гражданином или обывателем – должен подступить к нему вовремя, еще в школьной жизни”.

Вот такую школу и предлагал создавать Дмитрий Васильевич, как “потрясающе интересное и потенциально значимое место встречи:

  • детей и взрослых;
  • индивидуума и коллектива;
  • общества и государства;
  • гражданина и страны;
  • прошлого и будущего.”

( из книги Дмитрия Григорьева “Развитие культуры воспитания в образовании, том I, издательство “Перо”. 2022).