Письмо поддержки

Получили письмо поддержки от Президента Международной Макаренковской Ассоциации Никола Сичилиани де Кумиса

НИКОЛАЮ АРКАДЬЕВИЧУ МАХНЕВУ
ИНИЦИАТОРУ ПРОЕКТА О СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ В РОССИИ
И ЭНЦИКЛОПЕДИИ ПО ТОЙ ЖЕ
ТЕМЕ, В ПРОДОЛЖЕНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВИКОВОЙ Л.И.
И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ МАКАРЕНКО А.С.
И, В КОПИИ
МЕТТИНИ ЭМИЛИАНО
ВИЦЕ – ПРЕЗИДЕНТУ МЕЖДУНАРОДНОЙ
МАКАРЕНКОВСКОЙ АССОЦИАЦИИ
КОРАБЛЕВОЙ Т.Ф., ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ
МАКАРАНЕКОВСКОЙ АССОЦИАЦИИ
И АГОСТИНО БАНЬЯТО, ПРЕЗИДЕНТУ
ИТАЛЬЯНСКОЙ МАКАРЕНКОВСКОЙ АССОЦИАЦИИ

«Без памяти — нет истории,
Без истории — нет культуры,
Без культуры — нет духовности,
Без духовности — нет воспитания,
Без воспитания — нет Человека,
Без Человека — нет Народа!»
Из проекта о сельских школах в России, 2015

Уважаемые коллеги!

Как известно, вышеупомянутые слова являются девизом, обобщающим настоящие и инновационные цели проектируемой по инициативе Николая Аркадьевича Махнева Энциклопедии сельских школ России. Одновременно, данный проект воспитательски – энциклопедический проект неукоснительно поддерживает более объемный проект о сельских школах в России, ориентирами которого является творчество Людмилы Ивановны Новиковой, идущей по следам той педагогической традиции, восходящей к воспитательному и сельскому опыту Антона Семеновича Макаренко. Наш любезный товарищ Эмилиано Меттини ввел меня в курс дела о данном мероприятии в рамках общих инициатив Международной Макаренковской Ассоциации, которые, между прочим, связываются с деятельностью Российской Макаренковской Ассоциации и Итальянской Макаренковской Ассоциации. Поэтому я особенно благодарен Эмилиано Меттини, и считая, что всем сделаю приятное дело, объясню, почему хочу выразить причины, по которым я написал это письмо, прежде всего, на имя Макаренко.

1. Без памяти — нет истории. Педагогическая поэма и вся педагогическая и художественная деятельности его писателя это – исторический документ, возможность вспоминать время, богатое замечательных педагогических стимулов и достижений. Слово «документ», происходящий из латинского языка «doceo » сама по себе является средством обучения и передачи исторической памяти. Педагогическая поэма, определенным образом, является попыткой вспоминать того времени, и лабораторией исторических исследований. Не забываем о среде, в которой мы живем: Мать – Земля: которая есть ежедневная забота о ней и поиск способов заботиться о Земле. И не забываем преподавание истории, как необходимое средство для понимания себя.

2. Без истории — нет культуры. Международная Макаренковская Ассоциация, по своему уставу и по своим традициям, является мировым центром, занимающимся исторической записью более значимых культурных событий макаренковской традиции. Ассоциация, которая не претендует на особенные права в качестве хранительницей данной традиции, всегда выполняла задачу информировать передать и творчески исследовать историю и культуру макаренковского наследия, и соответственно, исследовать соотношения культуры – сельскохозяйственной культуры, сельскохозяйственной продуктивности и культурной производительности, сельскохозяйственной среды, и ее перерастания в рыночных и промышленных и, культурных условиях.

3. Без культуры — нет духовности. Оттуда необходимость «энциклопедических» просторов (в исходном смысле «педагогических знаний в обращения»), на перекрестке «педагогической энциклопедии» и «образовательных и педагогических наук», отдельных предметов, и предметов, требующих мультипредметного подхода, материальной культуры и высокой духовной деятельности. Поэтому, в Педагогической Поэме, уделяется пристальное внимание «биологическим корням» и «культурным корням» человеческого опыта, держа биологические и культурные аспекты в тесной, постоянной и взаимной связи. И не забываем о равном разделении физического и умственного труда, цель которого шла тоже в сторону равномерного развития личности. Между сельскохозяйственной культурой и культурным трудом человеческого ума есть полное соответствие.

4. Без духовности — нет воспитания. Духовность и религиозность личности и действующего лица Макаренко (т.е. более чем светского «писателя» и «героя» Антона Семеновича) вписываются в рамки данного контекста. Ценности, лежащие на основе создания «нового человека» тянут руку этике и политике. Критика старых, дореволюционных воспитательных подходов идет рядом с созданием беспрецедентных воспитательных приемов. «Школа», которая оттуда выходит – это центр культурологии и, одновременно, духовности, выражающейся на самом высшем уровне учебно-воспитательной деятельности. Педагогическая теория и анти-педагогический опыт, являющиеся результатом всего этого , это – две стороны одной медали.

5. Без воспитания — нет Человека. Нет нового человеческого воспитания. Нет «Нового человека». Все главные идеи, поддерживающие культурную структуру Педагогической Поэмы – это те же самые идеи, которые позволяют перспективам успешно работать. Между перспективой прошлого «находящегося назад», (которое необходимо структурировать), и предстоящей перспективой «радостного завтрашнего дня» (который необходимо выстроить), стоит «самая диалектическая наука», т.е. педагогика, со своими особенными педагогическими технологиями такими, как «коллектив», «смешанный коллектив», «материальные средства», «активные средства», «ближайшие цели» и «главные цели», «производительный труд», «чередование должностей», «культура» во всех своих смыслах, «сельскохозяйственная культура», «застой коллектива», «педагогический взрыв», и, наконец, «перевод» сельскохозяйственной культуры в школы образования Человека просто – напросто.

6. Без Человека — нет Народа. Школа Человека, школа очеловечивания, которая реализуется в отдельных воспитательных действиях, где осуществляется переход от «количества» к «качеству», когда забота об отдельном лице становится заботой о немногих и, потом обо всех, без всякого исключения. Социальная «дефективность», которая мало- помалу становится ресурсом для всех. Человечность, которая воплощается в народе. Народ узнает себя в отдельной личности и наоборот.
С этой точки зрения, хотя пока только гипотетично, считаю, что можно установить определенный вид взаимодействия между типом «преподавание – обучение», осуществленным в Педагогической Поэме и «традициями сельских школ», по Новиковой и «их значимость как исторического и культурного феномена, обеспечивающего стабильность, устойчивое развитие и духовную крепость российского государства и общества», если говорить языком официального сайта Проекта, под руководством Оргкомитета во главе с Махневым, добавляя, что «в ходе проекта будет организовано взаимодействие с руководством сельских муниципальных образований, депутатами сельских советов» и т.д., с тем, чтобы создать интернет – ресурс, в котором не только информация о школе, но «тоже живая информация (жизненные судьбы педагогов и учащихся, школьный фольклор).
В этом смысле, может быть полезным доводить до сведения наших коллег то, что сделано в Италии на сайте www.archividifamiglia-sapienza.beniculturali.it [особенно см. разделы о Макаренко и Юнус, под моей редакцией, Алессандро Санцо и Мартина Скрибони]. На этом сайте очевидно, как прошлый опыт А.С. Макаренко, руководителя сельскохозяйственной колонии (община), которая становится воспитательным и воспитывающим обществом, может найти определенные контакты и связи с нашим современным миром. Думаю, например, о борьбе против бедности при помощи «социального бизнеса» Мухаммада Юнуса (Банкир бедных), о экономическом и культурном положении сельскохозяйственных общин в Калабрии, в Италии, в Африке, в Азии, в Южной Америке и т.д.
Кроме того, нахожу очень интересной информацию, которую Меттини мне передал о Новиковой, которая была заинтересованной «вопросами воспитательного коллектива, детского самоуправления, взаимодействия школы и среды, школьных воспитательных систем», и, особенно, о той Новиковой, которая, наверняка под влиянием Л.С. Выготского, «расширяла представления о школьном коллективе, как дифференцированном единстве объединении детей и взрослых, о детском коллективе, как единстве организации и психологии», и о «детском коллективе, с точки зрения гуманистической позиции, как инструмент и среда развития личности».

Эта последняя информация хорошо сочетается с работой над Макаренко и Педагогической Поэмой, которые ведутся сейчас в Университете Ля Сапьенца в Риме, являющиеся результатом более чем тридцатилетней исследовательской и учебной деятельности о сельских школах в Лацио и Калабрии, в России, на Украине, в Бангладеш и т.д. Особенный интерес вызывают некоторые дипломные работы бакалавра (студенты Давиде Соммарио, Федерика. Вазаполло, Эстер Карио, Елена Маннелло. Елена Чефалони) и магистратуры (студенты Елена Маннелло, Анна Ламболья, Арианна Капоруссо, Анна Колавольпе, Фабиана Бианки, Джованна Ферраро, Федерика Сарачени). Данные дипломные работы касаются, как раз, тем и вопросов о сельском хозяйстве, как воспитательный и пере- воспитательный ресурс для заключенных, социально маргинальных лиц, лиц с физическими ограничения, и воспитателей, работающих в тюрьмах. Именно этим студентам очень интересны изучение Педагогической Поэмы, с одной стороны, и с другой, достижения сельских школ в России, потому, что они являются результатами и точными педагогическими и учебными ориентирами.

С моими наилучшими пожеланиями и с моими пожеланиями удач и успехов.
Никола Сичилиани де Кумис

Президент Международной Макаренковской Ассоциации
Рим, 05 июля 2015 г.