В официальной документации органов управления образованием Амурской области, Чукотского автономного округа нами не обнаружено аналитической информации о состоянии сельских школ этих регионов, в том числе статистических данных о количестве сельских школ.
По статистике в 2016 году в Сахалинской области насчитывалось 158 дневных и 8 вечерних школ, 1 филиал с контингентом обучающихся 54 858 человек. Из 166 школ 78 или 47% расположены в сельской местности, в которых обучается 9 155 школьников.
К маю 2017 года 63 школы Сахалинской области, 24 школы Амурской области и 10 школ Чукотского автономного округа области приняли участие в Национальном проекте «Энциклопедия сельских школ России» и предоставили историко-культурные справки о себе и своей деятельности.
Справки были проанализированы нами по следующим критериям:
– состояние материально-технической базы школы;
– полнота представления культурных особенностей школы, школы в контексте истории села, поселка, района, области;
– цельность и глубина главных педагогических идей школы;
– осмысленность и глубина понимания ценностей школьной жизни;
– полнота и глубина осмысления школьных традиций, их самобытность;
– наличие и качество инициативных проектов (дел, программ, акций), реализуемых в школе;
– особенности организации учебно-воспитательного процесса;
– состояние профориентационной работы в школе (в том числе, по сельскохозяйственным и рабочим специальностям);
– реальная трудовая занятость школьников;
– раскрытие человеческих и профессиональных качеств учителей, выпускников в описании культуры и истории школы;
– наличие и качество школьного фольклора (песни, танцы, игры, легенды и т.п.);
– вовлеченность школы в дела и проведение досуга жителями села (участие школы в жизни местного сообщества);
– участие школьников в подготовке историко-культурной справки о школе.
Судя по информации в справках, все 97 школ имеют удовлетворительную материально-техническую базу. Как правило, школы расположены в типовых кирпичных 2-х или 3-х этажных зданиях и удовлетворительно оснащены современным оборудованием. При этом хотелось бы отметить, что лишь 28% школ имеют учебно-опытные участки, теплицы; 36% имеют автобусы для перевозки детей. Три школы имеют даже по 2 автобуса, а одна школа – 3 автобуса. Для сравнения: например, в Белгородской области 75% обследованных школ имеют учебно-опытные участки, 53,3% имеют автобусы. Что касается чукотских школ, в силу природных и климатических условий, 25% из представленных учебных заведений имеют теплицы. Некоторую дополнительную информацию об обеспеченности школьными автобусами одного из регионов мы выявили из информации, подготовленной специалистами Министерства образования Сахалинской области. В Сахалинской области на состояние 2016г. «…по специальным школьным маршрутам 87 школьных автобусов осуществляют подвоз к месту учебы 3,5 тыс. обучающихся. В 2015-2016 гг. приобретено 18 школьных автобусов за счет средств областного бюджета, 5 единиц автобусов приобретено в 2016 г. за счет средств федерального бюджета.»[1]
В своем исследовании мы постарались не разделять данные три региона и рассматривать все сельские школы как одну совокупность. В то же время каждый регион имеет свои особенности в силу своих исторических и географических условий. Особенности образования в Сахалинской области выразились в том, что японская оккупация южной части Сахалина наложила некоторый отпечаток на начальный период функционирования изученных сельских школ.
Большая часть школ (62% ) рассказала в справках об истории своей школы, показала хронологию важнейших событий в жизни школы, назвали руководителей, выдающихся сотрудников и выпускников. В 38% справок этот раздел был не заполнен совсем или заполнен незначительно. Хотелось бы отметить школу, которая представила очень полную историю школы, подробно рассказала о своих сотрудниках, руководителях и выпускниках. Это «Центр образования села Уэлькаль имени Первой Краснознамённой перегоночной авиадивизии» Иультинского района Чукотского автономного округа. В справке школы села Уэлькаль в частности указывается: «Село Уэлькаль вошло в летопись истории Великой Отечественной войны как первый посадочный пункт самолётов, поставляемых из США для фронта. В рамках проекта «Имя героя – школе» учащиеся Уэлькальской школы сделали акцент на систематизации материалов жизненного пути и подвига лётчиков-перегонщиков авиатрассы Аляска-Сибирь. Недавно МБОУ ООШ с. Уэлькаля добилась присвоения школе почетного имени 1-ой Краснознамённой перегоночной авиадивизии».
Также, очень полную и развернутую справку, в которой подробно рассказано об истории и достижениях учебного заведения, нам представила средняя школа № 18 села Синегорск г. Южно-Сахалинск Сахалинской области (об этой школе будет сказано ниже).
К сожалению, раскрывая свои педагогические идеи, составители школьных справок в основном ограничиваются указанием предельно общих целей воспитания и обучения. Чаще всего называют такие цели как: создание личностно- ориентированной развивающей образовательной среды, здорового образа жизни, воспитание гражданственности, патриотизма, духовно-нравственное воспитание личности; воспитание всесторонне развитой и здоровой личности; формирование интеллектуального потенциала и индивидуальности каждого школьника; создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка; создание условий для развития и самореализации школьников. Называют также такую «педагогическую идею» как создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников, без уточнения, в чем состоит содержание этих «образцов». Такие общие цели, в той или иной редакции, формулируют 86% изученных нами школ. 14% школ постарались определить свои цели более конкретно, применительно к своей образовательной и социокультурной ситуации.
Так, средняя общеобразовательная школа № 18 села Синегорск считает, что значительный потенциал для формирования, развития познавательных потребностей младших школьников и умений и навыков исследовательского поиска имеют занятия школьного кружка «Я — исследователь» в 1- 4 классах. Педагоги в занимательной, игровой форме учат проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи. Практико-ориентированные мини-исследования помогают учащимся активно включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний и использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. В справке этой школы дается описание методов преподавания отдельных учителей школы.
В средней общеобразовательной школе села Малокурильское Южно-Курильского района Сахалинской области в ходе учебного процесса используется «прием информационного пробела». Исходя из проблемы, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. В результате у них создается внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов; создание собственных справочников на уроках русского языка (перед детьми, созданные своими усилиями словари, справочники. Уроки проходят под такими девизами: «Не знаешь – найди способ вспомнить, узнать. Учитель – последняя инстанция». Технология позволяет ребенку не получать знания в готовом виде, а «добывать» их в процессе работы). Например, «изюминкой» своих занятий школа называет урок русского языка в 5 классе. На протяжении урока «детективы» вели дело о пропаже обращения. На уроке всё было по-настоящему: обработка улик экспертами, создание фоторобота пропавшего, выяснение его круга общения и связей. В результате совместной работы всех групп, дело было раскрыто: обращение найдено.
Коллектив Николаевской средней общеобразовательной школы Зейского района Амурской области избрали прагматический подход к своей деятельности. Главными направлениями своей работы это учебное заведение выбрало: 1. Подготовку обучающихся выпускных классов, через введение новых форм работы, например проведение тестирований по технологиям ЛАТ (система СтатГрад, ЕГЭ); 2. При подготовке к экзаменам использование новых развивающих технологий, способствующих формированию у обучающихся умения высказать собственное мнение, давать полный развернутый ответ; 3. Разработка индивидуальных планов (для сильных и слабых обучающихся) по подготовке к государственной итоговой аттестации
В культурно-исторических справках сельских школ Дальнего Востока присутствуют ранее не наблюдавшиеся стандартные и повторяющиеся фразы. Например:«Педагоги применяют в образовательном процессе современные педагогические технологии и методики, которые помогают учащимся в их индивидуальном развитии, и далее идет перечисление методик и технологий обучения («Технология проблемного обучения», «Игровая технология», «Технология уровневой дифференциации» и т.д.) (МБОУ Центр образования п. Беринговского Анадырского района Чукотского автономного округа).
Средняя школа села Правда муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области своими приоритетными направлениями деятельности выбрало: обеспечение доступности, повышение качества успеваемости учащихся и уровня их воспитанности. В учебном заведении 6 (32%) учителей владеют технологией деятельностного подхода, 8 (42%) — проектно-исследовательскими, 2 (10%) — модульными и блочно-модульными, 2 (10%) – технологией «педагогическая мастерская», 4 (19%) — интегральными технологиями, 6 (29%) – игровыми, 5 (26%) — методикой развития критического мышления, 16 (84%) — ИКТ.
Отдельные школы в качестве свои главных педагогических идей приводят цитаты известных классиков педагогики, например, «Центр образования села Ваеги» Анадырского района написал такое утверждение К.Д.Ушинского: «…Отбросим эгоизм, будем действовать для потомства…укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию –дела появятся сами …»
Так же, в общем виде, без конкретизации, сельские учебные заведения представляют свои ценности. Часто называются: «Воспитание школьников в духе патриотизма и любви к своей малой родине», «Национальное самосознание», «свобода совести и вероисповедания», духовность, трудолюбие, физическое здоровье, любовь к природе и т.д. Такой подход прослеживается в историко-культурных справках 54 % школ. При этом, 36% обследованных школ не представили свои ценности.
Такой же подход, свойственный для большинства школ, приславших свои справки, продемонстрировала и общеобразовательная школа села Правда муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области. Вместо ценностей школы данное учебное заведение называет предельно обобщенные цели воспитания:1.Формировать гражданское и патриотическое сознание учащихся; 2.Создать условия для воспитания у учащихся активной гражданской позиции, гражданской ответственности; 3. Развивать систему ученического самоуправления, формировать у учащихся чувство ответственности, самостоятельности, инициативности; 4. Повысить эффективность работы по воспитанию культуры, духовности, патриотизма; 5. Создать условия для организации внеурочной деятельности; 6. Развивать систему родительского всеобуча.
Справедливости ради отметим, что присутствуют в энциклопедических справках школ и примеры правильного понимания своих ценностей. Так, например, педагоги образовательного учреждения «Центр образования села Марково» Анадырского района Чукотского автономного округа показали подлинные ценности школьной жизни. Эти ценности в этой школе основаны на деятельности «Музея истории школы» села Марково. «…Идея создания в Марковской школе «Музея истории школы» принадлежит её бывшему директору В. С. Анисимовой. В середине 70-х годов учащиеся старших классов буквально, «по крупицам» начали собирать материал о выпускниках школы, об учителях, работавших в школе.
Ребята собирали старые фотографии, ходили к старожилам села, расспрашивали их о годах учебы в Марковской школе, о традициях школы, собирали старые тетради. Удалось даже разыскать классный журнал 1946-1947 учебного года. В результате, накопившийся материал был оформлен в виде альбомов, стендов, которые поместили в специально выделенное помещение для музея. «Музей истории школы» заработал…
Школьники с увлечением продолжали пополнять фонд музея: наладили переписку с учителями, которые уехали в другие города, сёла, но оставили частичку своей души в Марковской школе. Замечательной традицией стало то, что каждый выпуск дарил музею свои выпускные альбомы, творческие поделки из дерева, бисера, рисунки, вышивку… То есть, каждый выпуск нашей школы оставлял о себе память на долгие годы. И сейчас, когда бывшие выпускники приходят в школьный музей, они с интересом рассматривают свои альбомы, вспоминают о своих бывших одноклассниках, учителях… По сути, это – настоящая «перекличка времен! » (из справки школы)
В средней школе села Марково проходит ежегодный ритуал: Торжественное возложение цветов 9 Мая на могилу военных летчиков А.Д.Новгородского и Н.А.Шведова, погибших в 1942 году при выполнении боевого задания на трассе АЛСИБ (Аляска-Сибирь) при перегоне американских военных самолетов на фронт. Здесь же проводятся открытые традиционные уроки: «История родной школы», «АЛСИБ – трасса мужества» музееведами; проводятся мероприятия в рамках школы и села, посвященных Дню рождения школы (15 мая); «День открытых дверей» — проведение экскурсий в школьном музее для сельских жителей.
Менее половины школ ( 34 %) рассказали о своих символах. Между тем, символы школы (девиз, гимн, флаг, герб) выполняют большую роль в поддержании традиций и ценностей учебного заведения. К примеру, ученики средней школы села Соловьевка Корсаковского городского округа Сахалинской области проводят мероприятия своей организации «Детская республика «Радуга»» с выносом знамени школы, под дробь барабанов и сигналы горна. Командиры отрядов сдают рапорт, исполняется школьный гимн. Каждый отряд имеет свой цвет пилотки и галстука. Прием первоклассников в Детскую республику, встречи с ветеранами войны, воинами интернационалистами, работниками тыла – все это происходит со школьной атрибутикой и символами.
Со школьными ценностями напрямую связаны акции и дела проводимые в школе и школами, а также ученические самодеятельные организации. Эти направления деятельности школы можно объединить с вопросом участия учебного заведения в жизни местного сообщества. В ответах на вопрос об участии сельской школы в жизни местного населенного пункта мы чаще всего встречаем стандартное: «Школа работает в тесном контакте с сельской библиотекой, которая оказывает методическую и теоретическую помощь учащимся в поиске информации, с сельским Домом культуры». Лишь некоторые учебные заведения более подробно рассказывают о своей социальной активности и партнерстве с другими институтами.
В средней школе №34 села Березняки г. Южно-Сахалинска образованы органы ученического самоуправления: Совет Галактики (2-11 классы), Планетарный совет (5-11 классы). Совет Галактики объединяет активных, инициативных ребят, всегда готовых организовать интересное дело, дружно собраться для решения важных проблем, вместе совершить самое главное – сделать свою жизнь и жизнь школы интересной, увлекательной. Интересен опыт педагогической работы старших учеников школы в детском саду (ДОУ). Члены Совета Галактики: Бутенко Катя, Желнина Настя, Белявкина Алена проводят занятия с воспитанниками ДОУ «Искорка». Основное содержание встреч — пропаганда экологических знаний среди дошкольников. Ребята проводят занятия в интересной игровой форме, используя материалы программы «Капелька». В 2014 году на территории ДОУ села Сокол вместе с сотрудниками детского сада ребята проводили городскую акцию «Берегите детей от пожара!».
В средней школе № 18 села Синегорск хорошо поставлена санитарно-профилактическая работа. В целях организации целенаправленной работы по профилактике злоупотребления психоактивных веществ несовершеннолетними в школе создана новая форма общественного органа – Наркологический пост. В работе Наркопоста были реализованы: тематические занятия по профилактике вредных привычек в рамках программ: «Полезная прививка» (1-4 кл.), «Полезные навыки» (5-9 кл.), «Полезный выбор» (10-11 кл.). В рамках программы «Все в твоих руках» активную работу по профилактике ВИЧ/СПИДА и вредных привычек среди сверстников проводил волонтерский отряд «Луч» (учащиеся 8-11 классов) под руководством социального педагога Любушкиной Л.Е. Эта программа основана на интерактивных методах обучения и воспитания навыков здорового образа жизни. В течение учебного года волонтерами были проведены тематические занятия и классные часы: 1-4 кл. – «Вредные привычки и их последствия», «Курить –здоровью вредить!», «ЗОЖ»; 5-6 кл. – «О здоровом образе жизни и вредных привычках», «Алкоголь и табакокурение»; 7 кл.кл. – «Твое здоровье в твоих руках», «Как сказать наркотикам Нет!»; «Пути передачи ВИЧ-инфекции»; 8 кл. – «Полезные привычки. Пассивное курение: учусь делать ЗОЖ» (дем. фильма); «Причины употребления наркотиков. Последствия потребления»; 9 кл. – «О ЗОЖ и вредных привычках», «Алкогольная трясина»; 10 кл. – «Алкоголь. Табакокурение», «Наркотики»; 11 кл. – «Что такое СПИД? Как передается ВИЧ», «Алкоголь-наркотик-убийца!»
Иногда бывает, что школа, имея богатый опыт участия в различных акциях и мероприятиях, ничего не отражает это в своей культурно-исторической справке. Так, например, очень слабо была представлена в своей справке школа села Сокол Долинского района. Поэтому мы посмотрели достижения школы на ее сайте. Из сайта школы села Сокол Долинского района Сахалинской области мы узнали, что с 7 по 9 февраля 2017г. на базе Пограничного управления ФСБ в г. Южно-Сахалинске прошёл областной этап военно-патриотических соревнований «Служить России». В программу соревнований вошли: конкурс визиток, конкурс видеороликов, соревнования по теоретическим знаниям (история, безопасность жизнедеятельность, оказание первой медицинской помощи), соревнования по практическим навыкам (сборка/разборка автомата, огневая подготовка и использование средств индивидуальной защиты), спортивные соревнования (нормы ГТО), экскурсионно-образовательная программа. Команда средней школы села Сокол заняла почетное первое место.
«Центр образования села Уэлькаль имени первой Краснознамённой перегоночной авиадивизии», о котором уже упоминалось в нашем исследовании, проводит ежегодные акции: «Нет терроризму!», «Улыбнись старику», «Мы разные, но мы вместе», «5 в подарок маме», «Спасибо», «Мы за здоровое поколение», «Свеча Памяти», «125 хлеба блокадного Ленинграда», «Неделя Памяти», «Спорт – жизнь», «Теплом сердец согреем», «Неделя проектов».
К сожалению, для очень многих проводимых сельскими школами акций и проектов характерны шаблонные наименования (самые часто встречающиеся – «Живи родник», «Сохрани дерево», «Озеленение села», «Поздравь ветерана», «Помощь ветеранам» «Рука помощи», «Сохраним природу», «За чистоту родного села») и, как следствие, шаблонная форма проведения. В нашей аналитической справке мы показали примеры приятных исключений.
Во всех сельских школах, чьи справки мы анализировали, существуют детские общественные объединения и организации. К сожалению, авторы справок, как правило, ограничиваются лишь упоминанием названий детских общественных объединений без хотя бы краткого описания их деятельности.
В средней школе села Томское Серышевского района успешно действуют объединения учащихся: 1.Научное общество учащихся «Импульс», (руководитель Беляева Е.М.); 2.Военно-патриотический клуб «Отечество», (руководитель Аникин Ю.Г.); 3. Юные инспектора дорожного движения, (руководитель Аникин Ю.Г.); 4. Дружина юных пожарных «Вихрь», (руководитель Старовойтов Н.Ф.); 5.Футбольный клуб «Русское поле», (руководитель Плотников В.М.); 6.Литературно-краеведческое объединение «Лира».
В Сосновоборской средней школе Зейского района Амурской области действуют следующие направления кружков, секций: 1.Художественно-эстетическое направление: Творческое объединение «Таланты», кружок эстрадного вокала «Мелодия», музыкальный кружок «Радуга», театральная студия «Арт-Студио»- 74 человека (41%); 1. Физкультурно-спортивное: «Волейбол», «Олимпийцы», -48 человек (27%); 2.Интеллектуальное: Английский «Подготовка к ЕГЭ», Французкий язык, Юный книголюб, -28 человек (15,5%); 3. Военно-патриотическое : Военно-патриотический клуб «Честь»-20 человек (11 %). Итого: кружков, секций – 10, в них 170 детей – 94 %.
Нередко случается, когда школьные объединения выполняют задачу предпрофильного обучения.
Ивановская средняя школа Селемджинского района – школа с предпрофильным обучением в старшей школе по этно-технологическому профилю (преподавание предметов национально-прикладного профиля для коренных малых народов Севера (КМНС)), к сожалению, не раскрыла содержание этого предпрофильного обучения в своей справке. В какой то степени мы в узнали о нем, прочитав план дополнительного образования на сайте школы.
Дополнительное образование в 2016/2017 учебном году МБОУ Ивановская СОШ, Селемджинский район, Амурская область
Кружковая работа
Художественная «Иримни»
(пошив национальных сувениров, изделий) – общеобразовательная 6-10 лет руководитель-Никифорова Анастасия Николаевна (бесплатное, 1 год, кружковая)
Художественная «Онёмни» (национально-прикладное искусство) – общеобразовательная, 13-17 лет, руководитель-Васильев Олег Иванович) (бесплатное, 1 год, кружковая)
Интеллектуальная «Эвенкийский язык» общеобразовательная 7-12 лет Тимофеева Елена Анатольевна (бесплатное, 1 год, кружковая)
К сожалению, Бомнакская СОШ Зейского района Амурской области, которая является национальной эвенкийской школой, практически не составила справку, оставив только сведения о педагогическом составе учебного заведения.
Традиционно принято считать, что в условиях сельской школы «прямее» и легче решается задача трудовой социализации молодого поколения. В своих историко-культурных справках 8 % сельских школ дальневосточных регионов указали на наличие производственных и учебных мастерских, 8 % – на возможность получения в стенах учебного заведения профессии водителя, тракториста. О получении специальности швеи, дояра или другой специальности в справках не указано. Кабинеты технологии (кабинеты обслуживающего труда) для мальчиков и девочек есть во всех обследованных сельских школах. В двух школах действуют школьные лесничества, но, к сожалению, об их работе в справках ничего не сказано.
Большая часть сельских школ Дальнего Востока, чьи справки мы анализировали, не пишут о профориентационной работе по сельскохозяйственным и рабочим специальностям. По-видимому, не считают это приоритетным. Хотя на сайтах отдельных школ информация об этом есть.
В некоторых школах профориентационная работа и профильное обучение учеников велись через реализацию грантов. Например, средняя школа села Пионеры муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области осуществляла два таких проекта: 1. Проект «Профильное обучение – начальная ступень работы с молодежью» ( грант на 100 тыс.руб., автор Голубь О.А.). Были приобретены швейные машинки для кабинета технологии. 2. Проект «Мастерок» (грант на 110 тыс.руб., автор Голубь О.А.). На средства гранта был приобретен лесохозяйственный инструментарий для работы на пришкольно-опытном участке и школьном поле; строительный материал для благоустройства спортивной площадки.
В декабре 2014 года ребята из средней общеобразовательной школы №34 с. Березняки г. Южно-Сахалинск Сахалинской области стали обладателями мини — гранта «Дебют» от Южно-Сахалинской местной молодежной общественной организации (ЮСММОО) «Глена». В рамках работы над проектом «Выбери будущее сегодня» учащиеся школы стали участниками семинара «Технология проектной деятельности», организованного ЮСММОО «Глена».
Средняя общеобразовательная школа села Иннокентьевка Завитинского района Амурской области проводит трудовое обучение и воспитание школьников посредством пятой трудовой четверти (выращивание овощей для школьной столовой, озеленение школьной территории, ремонтное звено).
Вместе с тем, вызывают вопросы описание в справках некоторых сельских школ отдельных компонентов материально-технической базы для осуществления профильного обучения. Говоря о достижениях в этом направлении деятельности школы в прошлом, составители не уточняют, есть ли это сейчас, в настоящее время. Например, Береговая средняя школа Зейского района Амурской области при директоре Павлове В.В. (время руководства школой – 1989 – 1999 гг.) ) укрепляла материально – техническую базу школы, был построен спорткомплекс, оборудован автокласс, построена эстакада. Выпускники получали водительские удостоверения, а девочки получали профессию швеи. Создан историко – краеведческий музей «Память» (1990 г). Функционирует ли все это в современный период, неясно.
В средней школе села Краснополье Углегорского муниципального района Сахалинской области с 1960 по 1995 гг. работала ученическая производственная бригада, с 2009 г. и по настоящее время – создана и действует трудовая бригада «Бригантина». Все лето обучающиеся школы трудятся на пришкольном участке, ухаживают за клумбами.
Ивановская средняя школа Зейского района Амурской области трудовое воспитание школьников сделала одним из приоритетных направлений деятельности школы. В учебном заведении осуществляется теоретическая подготовка учащихся, и освоение трудовых навыков в школе осуществляется главным образом через учебный процесс. В течение уже многих лет школа занимается профильной подготовкой. Тракторное дело осваивают не только ивановские юноши, но и ребята из соседнего села Овсянка, которые после уроков приезжают заниматься на курсы. Ученики получают рабочие профессии: тракторист категории В,С,Е. Опытные преподаватель и мастер производственного обучения проводят курсантов по всем этапам подготовки, вплоть до успешной сдачи экзамена и получения удостоверения тракториста. На протяжении трех лет профессиональное обучение по этой специальности получают обучающиеся и Овсянковской средней школы. «…Получение теоретических знаний и практических навыков управления тракторами начинается с 10-го класса. Юноши изучают все, что предусмотрено программой: правила вождения, правила дорожного движения, устройство трактора. Практику курсанты проходит на пашне в окрестностях села на школьном тракторе. Как правило, нынешние мальчишки и ездить на тракторах умеют, и на различных механизмах работают. Учить таких ребят одно удовольствие. Обучение рассчитано на 2 года, в конце мая трактористов ждут выпускные экзамены. После успешной сдачи и по достижению совершеннолетия выпускникам выдадут водительские удостоверения. Таким образом, наши выпускники вместе с аттестатом получают документ о профессии тракториста. Как они сами говорят — куда бы дальше не пошли учиться, такие документы всегда пригодятся. Учащиеся нашей школы принимали активное участие в районных смотрах – конкурсах «Юный пахарь» и всегда занимали призовые места. В этом году началась активная подготовка к организации работы весной производственной бригады» (из справки школы).
Общеобразовательное учреждение «Центр образования села Анюйск Билибинского муниципального района Чукотского автономного округа с целью предпрофильной подготовки, самоопределения обучающихся подготовило и внедрило в учебный процесс (в 9 классах) курс «Мой выбор», ориентационные и предметные курсы, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение этого направления учебно-воспитательной деятельности.
В Ивановской средней школе Зейского района Амурской области реализуется проект «Школьный двор», который является одним их компонентов системы нравственного и трудового воспитания учащихся учебного заведения, важной частью, которой является привитие учащимся любви к природе и труду.«…Каждый год, вот уже на протяжении нескольких лет силами всего нашего школьного коллектива – учениками, учителями, техперсоналом — воплощается в жизнь проект «Школьный двор» по озеленению и благоустройству школьной территории В этом году началась работа по выполнению новой подпрограммы развития школы «Наш школьный сад». Мы надеемся, что школьный сад будет таким же красивым, как и наш школьный двор» (из справки школы).
В формате нашей энциклопедической справки у сельских школ есть возможность рассказать о судьбах своих учителей и выдающихся выпускников. 38 % дальневосточных школ частично представили данный раздел справки, поместив краткие отзывы о школе или небольшие рассказы о судьбах учителей и выпускников. 22 % школ написали полновесный раздел справки, т.е. представили и рассказы о судьбах людей в контексте истории школы, и прямую речь в виде отзывов и воспоминаний очевидцев событий из жизни школы. В 40 % историко-культурных справок этот раздел оказался пустым.
Во всех обращениях к школьным коллективам оргкомитет «Энциклопедии сельских школ России» подчеркивает, что подготовка историко-культурной справки о школе может и должна быть общим делом взрослых и детей, что это пусть малая, но реальная возможность рождения и укрепления детско-взрослой образовательной общности. Анализ дальневосточных справок показал, что в составлении 16 % энциклопедических справок учебных заведений принимали участие школьники.
[1] Система образования Сахалинской области. Цифры и факты. Южно-Сахалинск. 2016. 16с.