Д.В. Григорьев,
зав. отделом методологии и технологии воспитания
ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,
кандидат педагогических наук, доцент
С ноября 2014 года мы вместе с Н.А. Махнёвым и И.Н. Воскобойниковым начали проект «Электронная энциклопедия сельских школ России» (сельскиешколыроссии.рф). Его главная цель – содействовать превращению как можно большего числа сельских школ в субъекты развития своих местных сообществ.
В культуре на развитие способна только та сила, которая обладает изначальным достоинством, опорой на первоосновы, «самостояньем», говоря по-пушкински. У каждого школьного коллектива есть своя история и культура, свое место и роль в общественной жизни. Об этом должен помнить сам коллектив, должно знать местное сообщество, выпускники школы, жители региона и страны. Вот почему мы обратились к формату электронной энциклопедии, где каждая сельская школа самостоятельно заполняет и ведет (при нашем редакторском сопровождении) энциклопедическую статью-справку о себе. Эта справка состоит из вопросов, которые открывают (по меньшей мере, приоткрывают) социокультурную реальность школы:
– состояние материально-технической базы;
– историко-культурные особенности школы, в том числе в контексте истории села, поселка, района;
– главные педагогические идеи, ценности, традиции школы;
– инициативные проекты (дела, программы, акции), реализуемые в школе;
– специфика учебно-воспитательного процесса;
– профориентационная работа (в том числе, по сельскохозяйственным и рабочим специальностям) и трудовая занятость школьников;
– люди (дети и взрослые), которыми гордится школа;
– участие школы в жизни местного сообщества;
– школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды и т.п.).
Другая задача нашего энциклопедического проекта – помочь сельским школам правильно действовать в существующих условиях и менять эти условия «под себя». Для этого мы вместе со школьными коллективами готовим проектные разработки, затрагивающие самые разные стороны их жизни (аграрные, ремесленные, социальные, краеведческие, экологические, учебно-исследовательские и др.). Эти проекты позволяют школам получить поддержку со стороны выпускников прежних лет, жителей регионов, предпринимателей и всех неравнодушных людей, которые хотят улучшить жизнь наших сел и деревень.
На наш взгляд, сельская школа является той «точкой роста», которая может изменить деревню, а главное, настроение детей и молодёжи, которые стоят перед выбором – где жить, где работать, чем заниматься. Наш проект рассказывает об успешных практиках сельского развития, открывает их для детей и молодёжи. Мы готовы помочь юным сельчанам реализовать свои мечты и идеи по преобразованию жизни их поселений, увидеть себя на своей земле в будущем. Например, сегодня мы помогаем ряду сельских территорий создать у себя детские образовательные агропарки. Им конечно страшно далеко по размаху и финансированию до президентских технопарков «Кванториум», но сельским школьникам не меньше городских интересны новые технологии и практики, особенно аграрные. А познакомиться подросткам с ними негде, и государство для этого не предлагает ничего.
Третья наша задача – сближение юных горожан и селян, практическое взаимодействие детско-взрослых коллективов городских и сельских школ. Мы поддерживаем образовательные, историко-культурные, экологические, спортивные, трудовые и другие дела, которые объединяют детей и взрослых из городов и деревень, помогают почувствовать себя гражданами единой страны. Учителя и школьники многих малых и больших городов уже проявили интерес к нашему проекту. Это не случайно – здесь поле для серьезных поисков и экспериментов, подлинного «открытия страны» юным поколением.
Четвертая задача «Энциклопедии сельских школ России», можно сказать, отраслевая. Мы всеми доступными нам средствами поддерживаем и развиваем национальную культуру образования. На наш взгляд, за повсеместно обсуждаемым кризисом образования в нашей стране лежит кризис более глубокий и опасный – кризис культуры образования, то есть той системы ценностей, символов, знаков, которая реально транслируется педагогами в школе и «впитывается» детьми, и образовательных практик, которые это обеспечивают. Вот что разрушают ретивые чиновники и «эффективные менеджеры» от образования, а также сдавшиеся им педагоги. Внешне эффектные учебные достижения вместо систематического учебного труда. Демонстративная креативность вместо созидательного творчества. Заигрывание с плюрализмом детских мнений вместо поиска истины. Показной патриотизм вместо «скрытой теплоты патриотизма» (Л.Н. Толстой). Узкий прагматизм вместо высокого идеализма. Эффективность вместо глубины. Плоская толерантность-терпимость вместо доброты и уважения. Командность вместо коллективности. Клиентская педагогика вместо детско-взрослого сотрудничества.
Российскую школу колеблют в ее основаниях, перестраивают ее несущие стены. И многие сельские школьные коллективы ощущают это острее и ответственнее, чем городские (не так сильно давят на них образовательные моды, у них более живое, сочувственное понимание традиции). Они не всегда ясно, но чувствуют, что отступать им некуда – позади русский человек (понимаемый не этнически, а как человек русской культуры). Как нынешние греки ничем не похожи на древних греков, так мы и наши дети можем перестать быть похожи на русских людей. Русская душа и русский характер останутся только в рассказах. Как говорит выдающийся пушкинист В.С. Непомнящий, культура может пережить породившую ее нацию, нация культуру – нет.
Наш проект работает уже почти 3 года. За это время мы:
– создали и поддерживаем в активном состоянии сайт проекта;
– обрели свое юридическое лицо – Фонд содействия развитию образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны»;
– провели целый ряд поездок и педагогических экспедиций по стране, проехав по сельским дорогам на автомобиле с логотипом проекта более 30000 км и посетив более 120 сельских школ (многие из них уже настолько не верят ни в себя, ни во что-то хорошее от других, что только личная встреча пробуждает у людей доверие и желание действовать);
– организовали и провели более 60 мастер-классов, семинаров и вебинаров;
– регулярно представляем интересы школ-участников Энциклопедии на заседаниях Общественной палаты РФ и региональных палат, в печатных и интернет СМИ, на телеканале ОТР;
– установили контакт с более 1000 сельских, поселковых и городских школ по всей России, начали партнерское взаимодействие с проявившими интерес московскими школами;
– выиграли и реализовали в 2017 году грант Президента РФ на развитие взаимодействия сельских школ и некоммерческих организаций;
– регулярно предлагаем школам участвовать в интересных и полезных проектах, акциях, событиях.
На сегодняшний день более 800 сельских школ из 65 регионов России прислали нам свои историко-культурные справки. Да, многие из них нуждаются в доработке, редактировании. Но важно, что люди захотели их написать. И не менее важно, что их можно проанализировать. С результатами анализа[1] состояния сельских школ в двух во многом показательных регионах нашей страны – Белгородской и Саратовской области – мы и хотим познакомить педагогическую общественность.
Сельские школы Саратовской области
Согласно статистическим данным, в Саратовской области в 2015/2016 учебном году насчитывалось 907 дневных государственных и муниципальных школ, в которых обучалось более 223,1 тыс. детей. Из них в сельской местности находится 606 школ (66,8% от общего количества школ), в которых обучается более 50,8 тыс. детей (22,8% от общей численности школьников). В аналитической справке Министерства образования Саратовской области «Совершенствование системы общего образования в Саратовской области» говорится, что в сельской местности сохраняется большое количество малокомплектных школ – 471, что составляет 78% от общего числа сельских школ[1].
К марту 2017 года 44 сельские школы Саратовской области прислали в адрес оргкомитета проекта «Энциклопедия сельских школ России» свои историко-культурные справки. Они проанализированы нами по тем же критериям, что и справки школ Белгородской области.
Подавляющее большинство из 44 школ указывает на наличие удовлетворительной материально-технической базы: типовые кирпичные 2-х или 3-х этажные здания, довольно современное учебное оборудование. 20,4% школ имеют автобусы для перевозки учащихся. 59% школ располагают учебно-опытными участками, которые играют заметную роль как в обучении и предпрофессиональной подготовке учащихся, так и в возможности школы заработать определенные средства.
Почти все школы (93,1%) представили, более или менее полно, историю своей школы, хронологию основных событий в жизни школы, руководителей и выдающихся выпускников. Хотелось бы отметить школу села Николевка Балаковского района, которая очень содержательно описала свою историю с 1879 года, руководителей школы, их основные заслуги. В справке живо и обстоятельно рассказано о работе учащихся в советский период существования школы.
Можно также отметить за развернутое и подробное представление своей истории школу села Быков Отрог Балаковского района, школу села Подсосенки Балаковского района, школу села Старые Бурасы Базарно-Карабулакского района.
К сожалению, есть и обратные примеры. Средняя школа села Стригай Базарно-Карабулакского крайне скудно представила свою историю, хотя существует с 1890 года. В ее историко-культурной справке также отсутствуют сведения о выпускниках, которыми гордится школа. Составители справки школы села Большая Чечуйка Базарно-Карабулакского района приводят только четыре знаковых даты из столетней истории школы. В энциклопедической справке основной общеобразовательной школы села Алтата Дергачёвского района, открытой в 1937 году, только две даты в хронологии событий.
Раскрывая свои педагогические идеи, составители школьных справок из Саратовской области, точно так же, как их коллеги-белгородцы, ограничиваются указанием общих целей воспитания и обучения. Чаще всего называют такие цели как: духовно-нравственное развитие и воспитание; воспитание всесторонне развитой и здоровой личности; создание условий для развития и самореализации школьников; создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. На первый взгляд, в таком подходе нет ничего предосудительного. Но отсутствие конкретизации целей, их привязки к особенностям школы все-таки настораживает, заставляет думать о формальном отношении многих школ к целеполаганию, а значит, в конечном счете, и к результативности своей деятельности.
Впрочем, в отдельных случаях мы наблюдаем попытки школ приблизиться к выработке собственных идейных платформ. Например, в школе №2 имени Героя Советского Союза М.С. Бочкарева поселка Новые Бурасы Новобурасского района методическая работа осуществляется в рамках темы «Практико-ориентированное обучение и воспитание». Это позволило педагогам освоить новые педагогические технологии и эффективно внедрять ИК-технологии в процессе обучения.
Средняя школа поселка Динамовский Новобурасского района с 2009 года является региональной опытно-экспериментальной площадкой художественно-эстетического направления, реализуя образовательную модель «Художественно-эстетический труд в школе как основа раннего навыка предпринимательства». Деятельность школы сосредоточена вокруг этой идеи.
Раскрывая школьные ценности и традиции, составители энциклопедических справок также склонны к общим фразам и формулировкам, редко называют самобытные ценности. Например, основная общеобразовательная школа села Красный Яр Балаковского района указала в справке 6 направлений по ценностному воспитанию детей, но совершенно не раскрыла специфику их реализации в своих стенах.
Пример другого рода. В историко-культурной справке школы №2 поселка Новые Бурасы Новобурасского района определены 4 группы ценностей: 1) базовые ценности, отражающие национальный воспитательный идеал; 2) ценности образовательного учреждения, воплощенные в деятельности; 3) ценности, отражающие качества личности; 4) практическое включение обучающихся в деятельность, направленную на реализацию ценностей. В этой же школе разработана система школьных ритуалов, что способствует преемственности культуры учебного заведения. Одной из традиций здесь является передача символа школы выпускниками в руки первоклассников. Каждый выпускной класс оставляет школе на память о себе вымпел со своими фамилиями и фамилией классного руководителя. «Лучшие из лучших заносятся в школьную Книгу Почета: ученики и их родители. Эти люди внесли самый большой вклад в школьные дела, оставили свой след в школе. Ими гордятся учащиеся и учителя школы» (из справки школы). Упоминающиеся здесь символы школы также содействуют укреплению школьных традиций. Между тем, в 65,9% саратовских сельских школ, приславших историко-культурные справки, отсутствуют школьные символы. Лишь 4,5% школ имеют все школьные символы: гимн, герб, девиз.
Со школьными традициями связано наличие и качество проектов (дел, программ, акций), реализуемых в школе. Здесь, судя по описаниям, также много формализма, шаблонности, безсистемности.
В этой связи приведем положительные примеры. Школа №2 поселка Новые Бурасы Новобурасского района реализует оригинальный проект «В чем сила и слабость этнокультурного многообразия России?». В него вошло такое событие, как Неделя этнографии «Фестиваль национальностей». Среди других проектов этой школы можно назвать сетевой интернет-проект «Экскурсия по Новобурассому району в стиле геокешинг», сетевой школьный проект «Разноцветный хоровод», «Виртуальный школьный музей».
В средней школе села Старые Бурасы Базарно-Карабулакского района реализуются проекты: «От семени до цветка»; «Три столетия служения Отечеству», «Наши праздники», «Память сильнее времени», «Вода для жизни» и другие. В школе действует детская организация «Школьная планета» под девизом «Спешим делать добро».
В школе поселка Новопушкинское Энгельсского муниципального района ежегодно проходят: экологическая акция «Чистый посёлок», фестиваль «Дружба народов», конкурс инсценированной военной песни. Школа на протяжении многих лет является постоянным участником, а также победителем муниципального этапа областного конкурса «Лучший ученический класс».
В основной общеобразовательной школе села Тепляковка Базарно-Карабулакского района ведутся краеведческие исследования, проводится работа с архивными документами, хозяйственными книгами. Одним из направлений поисковой работы является изучение памятников и достопримечательностей, находящихся на территории и в окрестностях села. Разработан и реализован проект для учащихся, находящихся на воспитании в приемных и опекунских семьях «Мы вместе».
В средней школе села Подсосенки Балаковского района одним из направлений поисковой работы является изучение исторического прошлого села Подсосенки и его жителей, проходящее в тесном сотрудничестве с Музеем истории г. Балаково.
В основной общеобразовательной школе села Красный Яр Балаковского района с 1995 года действует детская школьная организация учащихся 5-9-х классов «Бригантина». Она работает по трём направлениям: краеведение, милосердие, творчество.
В разделах своих справок, посвященных участию в жизни местного сообщества, большинство школ ограничиваются словами о том, что работают в тесном контакте с сельской библиотекой и Домом культуры. Тем отраднее тот факт, что отдельные педагогические коллективы выходят за рамки этой своеобразной «мантры».
Например, ученики и учителя основной общеобразовательной школы села Сухой Отрог Балаковского района постоянно принимают участие в благоустройстве села, в традиционных сельских праздниках «У дома на завалинке», «День села», «Хлеб всему голова!».
В справке школы села Быков Отрог Балаковского района констатируется, что ни одно общественное мероприятие села не обходится без участия школьников и педагогов. «Готовятся концертные номера, выставки творческих работ. Забота и тимуровская помощь труженикам тыла, уход за обелиском, несение вахты памяти» (из справки школы).
В основной общеобразовательной школе села Тамбовка Фёдоровского района особое внимание уделяют уходу за памятником погибшим односельчанам и озеленению его территории, экологическим субботникам, озеленению территории школы, детского сада, библиотеки, парка; проведению праздничных концертов, творческих отчётов перед родителями. Школа также принимает участие в организации и проведении ежегодного митинга, посвященного Дню Победы, проводит акции помощи труженикам тыла и участникам Великой Отечественной войны. В свою очередь, обеспеченные жители села, действующие организации оказывают посильную помощь школе.
Необходимо отметить, что 45,4% саратовских сельских школ, предоставивших свои историко-культурные справки, получают благотворительную материально-финансовую поддержку.
В формате нашей энциклопедической справки у сельских школ есть возможность рассказать о судьбах своих учителей и выдающихся выпускников. 45,4% саратовских школ частично представили данный раздел справки, поместив краткие отзывы о школе или небольшие рассказы о судьбах учителей и выпускников. 29,5% школ написали полновесный раздел справки, т.е. представили и рассказы о судьбах людей в контексте истории школы, и отзывы и воспоминания очевидцев событий из жизни школы. В 25,1% историко-культурных справок этот раздел оказался пустым.
Подготовка историко-культурной справки о родной школе может и должна быть общим делом взрослых и детей. Анализ саратовских справок показал, что в составлении энциклопедических описаний только 9 из 44 школ (20,4%) принимали участие школьники. В этой связи мы хотим отметить школу №2 поселка Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области, где в составлении справки приняли участие 4 взрослых и 10 школьников. А также школу №23 села Первомайское Красноармейского района, над справкой которой работали 4 сотрудника школы и 6 учеников.
[1] Аналитическая справка «Совершенствование системы общего образования в Саратовской области» // Министерство образования Саратовской области. Саратов, 2016. – 36с.