Анализ исторических справок сельских школ Ставропольского края, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия – Алания.

 Шарманджиев Дорджи Адьянович

Кандидат педагогических наук

В официальной документации органов управления образованием Ставропольского края, Республики Ингушетия нами не обнаружено аналитической информации о состоянии сельских школ этих регионов за последние годы, в том числе статистических данных о количестве сельских школ. Нет таких сведений и в таком статистическом сборнике как «Ставропольский край в цифрах» (2016г.), изданный территориальным органом Росстата по Ставропольскому краю.[1]

Согласно докладу министра образования и науки Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания) З.И.Салбиевой «О состоянии и перспективах системы образования в Республике Северная Осетия-Алания» система общего образования РСО-Алания (ноябрь, 2015) включала в себя 189 общеобразовательных организации — школы (из них городских — 85, сельских — 104), в которых обучаются 81781 ученика, и работает 6936 педагогических работника.

К ноябрю 2017 года 50 школ Ставропольского края, 30 школ Республики Ингушетия и 7 школ Республики Северная Осетия-Алания приняли участие в Национальном проекте «Энциклопедия сельских школ России» и предоставили историко-культурные справки о себе и своей деятельности.

Справки были проанализированы нами по следующим критериям:

– состояние материально-технической базы школы;

– полнота представления культурных особенностей школы, школы в контексте истории  села, поселка, района, области;

– цельность и глубина главных педагогических идей школы;

– осмысленность и глубина понимания ценностей школьной жизни;

– полнота и глубина осмысления школьных традиций, их самобытность;

– наличие и качество инициативных проектов (дел, программ, акций), реализуемых в школе;

– особенности организации учебно-воспитательного процесса;

– состояние профориентационной работы в школе (в том числе, по сельскохозяйственным и рабочим специальностям);

– раскрытие человеческих и профессиональных качеств учителей, выпускников в описании культуры и истории школы;

– наличие и качество школьного фольклора (песни, танцы, игры, легенды и т.п.);

– вовлеченность школы в дела и проведение досуга жителями села (участие школы в жизни местного сообщества);

– участие школьников в подготовке историко-культурной справки о школе.

Судя по информации в справках, все 87 школ имеют удовлетворительную материально-техническую базу. Как правило, школы расположены в типовых кирпичных 2-х или 3-х этажных зданиях и удовлетворительно оснащены современным оборудованием. При этом хотелось бы отметить, что лишь 25,5 % школ имеют учебно-опытные участки; 23,2 % имеют автобусы для перевозки детей. Две школы имеют по 2 автобуса, одна школа указала на наличие учебного трактора.

В своем исследовании мы постарались не разделять данные три региона и рассматривать все предоставленные справки  сельских школ как одну совокупность. Большая часть школ (60,4%) рассказала в справках об истории своей школы, показала хронологию важнейших событий в жизни школы, назвали руководителей, выдающихся сотрудников и выпускников. В 39,6 % справок этот раздел был не заполнен совсем или заполнен незначительно. Хотелось бы отметить школу, которая представила очень полную историю школы, подробно рассказала о своих сотрудниках, руководителях и выпускниках. Это муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 п. Загорский Минераловодского района Ставропольского края (МКОУ СОШ №18 п. Загорский Минераловодский ГО).  Составители справки школы использовали  архивные документы  20-50-х гг. прошлого века, а также записки  бывших учеников школы (коммуны в 20-е гг. ХХв.). Например, по воспоминаниям воспитанницы коммуны Бачуриной Анастасии Александровны, в  1923 году  хутор Первомайский входил в состав Левокумского Сельского совета. Уже в 1924-1925 годах в хуторе Первомайском была основана школа- коммуна для беспризорных детей в возрасте от 12 до 18 лет. В ней жили, работали и учились дети (до 50 человек). В справке, в том числе, достаточно полно рассказано о друзьях и партнерах  школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы). Например, директор МНУ «Минераловодское», депутат Минераловодского городского округа, Прокофьев Сергей Николаевич — учредил денежную премию лучшему ученику года; Манучарян Каро, предприниматель, учредил  приз лучшему выпускнику года.

Также, очень полную и развернутую справку, в которой подробно рассказано об истории и достижениях учебного заведения, нам представили средние школы МБОУ СОШ №20 станицы Подгорной Георгиевского района Ставрополья, МБОУ СОШ № 1 имени П. М. Стратийчука с. Курсавка Андроповского района Ставропольского края,  МБОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского ГО, школа №5 с.п. Новый Редант Малгобекского муниципального района Республики Ингушетия,  ГКОУ СОШ № 2 с.п. Плиево Назрановского района Республики Ингушетия и другие.

К сожалению, во многих школьных справках, говоря о своих педагогических идеях, часто указываются предельно общие цели воспитания и обучения. Например, встречаются такие выражения как: создание оптимальных условий для развития личностного потенциала обучающихся; сохранение культурно-исторических традиций; получение доступного качественного и конкурентоспособного образования в соответствии с образовательными потребностями и возможностями; формирование у обучаемого знаний, навыков и умений; приобщение человека к культуре, подготовка его к труду; главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе. И немногим более конкретные идеи и цели: миссия школы состоит в обеспечении конвенционирования интересов воспитанника и интересов общества, реализации функции социальной мобильности; основная задача старшей школы – создать такие условия, при которых будет реализована идея осознанного и компетентного выбора учеником предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В справке средней школы № 24 имени И.И. Вехова ст. Александрийской Георгиевского района сказано, что в школе  с 1 сентября 2017 функционирует муниципальная экспериментальная площадка «Создание проектно-исследовательской среды для воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся».

Некоторые учебные заведения, в качестве своих педагогических идей, высказывают различные лозунги и девизы. К примеру, средняя школа № 1 имени П. М. Стратийчука (Ставропольский край, Андроповский район),  своей главной педагогическая идеей называет лозунг «Успех рождает успех» без рассказа о содержании этого девиза. Средняя школа № 9 с.Кевсала Ипатовского района выбрала следующие девиз и миссию школы: «Думай! Дерзай! Твори! Успех в школе определяет успех в жизни». Другие сельские школы приводят цитаты из сочинений известных ученых- педагогов, классиков русской педагогики. «…Отбросим эгоизм, будем действовать для потомства…укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию – дела появятся сами …» (К. Д. Ушинский); « Ребенок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и не испорченности, а потому и недопустимо грубое вмешательство взрослых в духовный мир личности ребенка» (Л.Н. Толстой);  В.А. Сухомлинский: «Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и работы другого человека, — он не способен на зло, подлость, цинизм и бессердечие». Также в справках встречается повторяющееся изречение: «Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления».

Говоря о ценностях своей школы в справках, как и в подобных документах  других регионов, не раскрываются ценности именно данной школы. Возможно, составители справки не в полной мере понимают само понятие «школьных ценностей». Например, средняя общеобразовательная школа № 20 Изобильненского муниципального района Ставропольского края в качестве школьных ценностей называет: «Создание постоянно действующей системы информации коллектива школы о современных педагогических достижениях, передовом педагогическом опыте и об опыте создания и использования новых педагогических технологий».

В контексте ценностей школы чаще всего называются такие цели и задачи воспитания как: «Воспитание подрастающего поколения в народных традициях предков и гордости за то место, где ты родился». Также, рассказывая о школьных ценностях, в справках говорится о «воспитании школьников в духе патриотизма и любви к своей малой родине».

На наш взгляд, наиболее верное представление о своих школьных ценностях можно раскрыть на основе деятельности школьных музеев. Во многих справках разных регионов подчеркивается роль школьных музеев как центров воспитательной работы школы, доминирующих звеньев ее воспитательной системы. Материал музея учителя активно используют для проведения урочной и внеурочной деятельности.

Анализ справок показал, что в 25, 5% из них отмечено о функционировании в их учебных заведениях школьного музея.

Есть школы, которые готовятся открыть свои музеи. Так, средняя школа №1 с.п. Троицкое Сунженского района отметила в своей справке, что детско-взрослое объединение «Память» ведет работу по сбору материала для открытия школьного музея.

В средней общеобразовательной школе № 2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края успешно действует музей «Наша школа». В музее находятся материалы, собранные учащимися при проведении поисковых работ: «Династия семьи Плахотник», «Наш край в годы войны». По заданию школы и пионерской организации МОУ СОШ №2 с. Арзгир были проведены исследовательские работы по темам: «Юность комсомольская моя» и «Есть в пионерии начало», рассказывающие об истории пионерской и комсомольской организаций в этой школе. Проводится экскурсионная работа с учащимися школы, выпускниками, ветеранами. Экспозиционный и экскурсионный материал используется на уроках истории, факультативных занятиях по краеведению, внеклассных часах, вечерах памяти. В музее школы собран богатейший исследовательский материал: рефераты, доклады, воспоминания ветеранов, газетные очерки и статьи. Сбором и оформлением материала занимаются учащиеся 9 – 11 классов – члены кружка «Поиск». В музее работает постоянная (действующая) экспозиция, рассказывающая об истории школы, выпускниках, трудовой, спортивной и поисковой работы учащихся. Единственным недостатком в описании работы музея является то, что приведены данные за 2005-2006 учебные годы. Нет более свежих сведений.

Говоря о школьных музеях, нельзя не отметить работу средней школы №15 ИМРСК (Изобильненский муниципальный район Ставропольского края) ст.Староизобильной, колхоза «Рассвет». В этой школе работает музей «Наследие» по муниципальной программе «Мой родной край». Одним из направлений научно-исследовательской и поисковой работы является изучение музейного пространства и памятников, находящихся на территории станицы Староизобильной. Второе направление – музееведческие исследования, которые проводятся на базе музея (работа с архивными документами, хозяйственными книгами). В музее разработаны и реализованы проекты «Ветераны живут среди нас»; «Как прошлое сохраняется в настоящем» (заочная экскурсия по улицам села).

В средней школе № 2 с.п. Плиево Назрановского района Ингушетии  в 2000 году на основе накопленного за годы работы материала и документов созданы мемориально-краеведческий музей «Слава» и поисково-краеведческий клуб «Патриот». С 2001 года школа, благодаря плодотворной работе музея, стала центром воспитания патриотизма и гражданственности учащихся и молодёжи города и района. Музей стал главной достопримечательностью и наиболее посещаемым односельчанами и гостями села местом. Уже 15 лет деятельность музея и клуба «Патриот» направлена на выполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

Менее половины школ (46,5%) рассказали о своих символах. Между тем, символы школы (девиз, гимн, флаг, герб) выполняют большую роль в поддержании традиций и ценностей учебного заведения. К примеру, ученики кадетской школы «ГКК» им.А.Д.Цароева Назрановского района использует символы школы во время проведения ритуала «Посвящение в кадеты», а в средней школе №10 с.п. Вежари Малгобекского района пошли дальше и изготовили специальный нагрудный знак учащихся с эмблемой школы.

Со школьными ценностями напрямую связаны акции и дела, проводимые в школе и школами, а также ученические самодеятельные организации.

Надо сказать, что подавляющая часть обследованных справок сельских школ указала на наличие школьных объединений (86%), от ученических советов самоуправления до различных  объединений по интересам детей.

В уже упоминавшейся средней школе № 2 с.п. Плиево Назрановского района Ингушетии поисково-краеведческий клуб «Патриот» реализует проекты: «Солдаты мы, и это наша слава, погибших и вернувшихся назад» (проведение экскурсий об односельчанах- участниках войны, по возрастным категориям); «Походы по местам боевой славы г. Малгобек», с участием в раскопках;  «Сотрудничество с другими музеями и поисковыми отрядами»; «Уроки мужества и славы» — о героях и защитниках Отечества.

Средняя школа № 9 с.Кевсала Ипатовского района в контексте воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека провела следующие акции:

  1. Минуты исторических событий. День воинской славы России «Блокадный Ленинград», «Сталинградская битва. Поклонимся великим тем годам».
  2. Конкурс стихов в рамках «Живая классика», «Славному сыну посвящается».
  3. Военно-спортивные эстафеты «Мы пока ещё ребята, но отважны как солдаты».
  4. Внеклассное мероприятие «Забыть ту войну невозможно» (Афганистан-это боль и рана).
  5. Внеклассное мероприятие «Помнить наших солдат-наше главное дело».
  6. Военно-спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики!»
  7. Внеклассное мероприятие «Память за собою позови».
  8. Акция «Стена Памяти» (продолжение сбора фотографии).
  9. Акция «Посылка солдату», «Поздравь ветерана».
  10. Урок доброты

В средней школе № 6 с. Спицевка Грачевского муниципального района  Ставропольского края успешно действуют волонтёрский отряд «Новое поколение», научное общество «Поколение», ученическое самоуправление, объединение «Юные Россияне», отряд «ЮИД». В школе реализуются следующие программы: 1. Программа воспитания и социализации обучающихся. 2. Программа патриотического воспитания. 3. Программа «Здоровье». 4. Программа «Путь к успеху». 5. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы – россияне». 6. Программа «Гражданин».

В средней школе №7 пос. Советское Руно осуществляется такое актуальное в последнее время направление деятельности как  социальное партнерство или сетевое взаимодействие. Социальное партнерство способствует расширению возможностей в получении обучающимися образовательных услуг. Школа №7 пос. Советское Руно осуществляет партнерские отношения с другими учреждениями и организациями с целью: профессиональной ориентации учащихся; расширения системы дополнительного образования; привлечения внебюджетных средств для развития школы;развития системы воспитательной работы;осуществления поддержки детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации;развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;повышения уровня ответственности каждого за свое здоровье и здоровье окружающих. На протяжении многих лет школа сотрудничает с высшими учеными заведениями Ставрополя (Северо-кавказский Федеральный университет, Ставропольский аграрный университет, Ставропольский педагогический институт), с многопрофильным колледжем и лицеем г. Ипатово;.

Социальное партнерство можно связать с разделом справки «Участие школы в жизни местного сообщества». В то же время, в культурно-исторических справках некоторых сельских школ, мы находим сведения о социальном партнерстве не только с учреждениями села, поселка, но и с организациями района. Например, в справке средней школы с.Новый Урух Ирафского района РСО-Алания помещена таблица:

«Роль партнерских отношений в общей структуре  управления школой».

Социальные партнеры Род деятельности Роль в учебно-воспитательном процессе
Школа искусств Воспитательная деятельность Платное  дополнительное образование
Станция юных техников Образовательная деятельность Бесплатное дополнительное образование
Дом детского творчества Образовательная деятельность Бесплатное дополнительное образование
Центральная районная библиотека Научно-публицистическая и образовательная  деятельность Тематические праздники, конференции, беседы. Участие в выставках
Общественное движение «Стыр ныхас», «Совет ветеранов» Воспитательная деятельность Беседы, конференции
Станция юных натуралистов Образовательная деятельность Бесплатное дополнительное образование
Ценральная  районная больница Образовательная Беседы
Комиссия по делам несовершеннолетних Образовательная Беседы
ГИБДД Образовательная Беседы, акции, конкурсы

 

Отдельные школы ведут социальное партнерство и на общероссийском и международном уровне. Так, например, в средней общеобразовательной школе №3 им. Иса Хуадонти с. Чикола Ирафского района РСО-Алания  благотворительный фонд «Сочувствие», военно – патриотический клуб «Вместе мы – сто тысяч Я» участвовали в проекте по военно- патриотическому воспитанию учащихся совместно с Международной Ассоциацией почетных граждан, наставников и талантливой молодежи. Учащиеся школы стали победителями всех трех этапов конкурса Ассоциации в номинациях «Мой земляк» (2011год), «Мой герой» (2012год), «Почетный гражданин»( 2014год). Ведется плодотворное сотрудничество по поисковой работе с Международной службой розыска в Германии г. Бад Аролзен, «Мемориал» г. Подольск, организация молодых воинов Великой Отечественной войны г. Курск (Председатель – Холтобина Лариса Семеновна). В результате поисково – исследовательской деятельности учащихся по розыску без вести пропавших воинов Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, в 2012-2013гг. найдены места захоронений воинов: старшего сержанта 295 стрелковой дивизии 86 Армии, уроженца  Республики Беларусь, Демещенко Александра Степановича (с. Советское); 26 воинов деревни Самотовино Московской области (окраина с. Сурх – Дигора). Учащиеся школы приняли активное участие в проекте по военно-патриотическому воспитанию «Отечества достойные!», в акциях «Родной герой», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Свеча Памяти», «Ради жизни на земле». Надо сказать, что практически все изученные нами школы называли в списке своих мероприятий названия таких мероприятий  как «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Свеча Памяти».

Анализируя культурно-исторические справки школ Северного Кавказа, мы пришли к выводу, что значительную помощь учебным заведениям оказывают друзья, спонсоры и деловые партнеры школ. Так, к примеру в справке средней общеобразовательной школы № 20» Изобильненского муниципального района Ставропольского края  хорошо показана роль шефов школы. «..После реорганизации предприятия хозяйство, переименованное в ООО «Агросахар», стало официальным шефом нашей школы, и продолжает работать со школой, не оставляя без внимания наши заботы и чаяния (руководитель предприятия – Скляров Н.И.)». В справке названы пофамильно спонсоры и руководители организаций, оказывающих помощь школе.

Деловые партнеры школ и в целом сетевое взаимодействие обследованных сельских учебных заведений и других организаций способствует, в том числе, и профориентационной работе, трудовой занятости школьников в период каникул, занятости  выпускников, предпрофильному и профильному обучению детей.

В этой связи хотелось бы рассказать об ученической производственной бригаде средней школы №15 ИМРСК (Изобильненский муниципальный район Ставропольского края) ст. Староизобильной СПК (колхоз) «Рассвет».

Бригада организована при средней школе №15 в 1962 году в количестве 30 человек. Основным направлением в работе было выращивание полевых культур (кормовой и сахарной свеклы). На базе бригады было создано 1-е в районе уборочное звено. Юные механизаторы неоднократно занимали призовые места в районных соревнованиях. В таком составе бригада действовала до 1992 года. Затем наступил длительный перерыв, связанный с переустройством жизни в стране. Возобновила свою работу бригада в 1999 году в количестве 107 человек. Первоначально УПБ имело название «Смена», в 2004 году на совете бригады было принято решение переименовать УПБ «Смена» в УПБ «Рассвет» по названию базового с/х предприятия. На основании договора 1999г. с СПК «Рассвет», за коллективом УПБ был  закреплен участок в 10 га арендной помощи, засеянный кормовой свеклой. Членами УПБ на нем  выполнялась первая и вторая прополка.

В обследованных школах Северного Кавказа уделяется достаточное внимание профильному обучению и профориентационной работе. Но, к сожалению, в справках школ это отражено незначительно. В связи с этим, мы изучали и сайты школ. Хотелось бы отметить, что, например, во многих ингушских школах нет действующего сайта, хотя адрес сайта есть. Говоря о профильном обучении детей, можно отметить среднюю школу № 5 ст. Марьинской Кировского района Ставропольского края. На сайте этой школы есть таблица, посвященная этому направлению педагогической деятельности.

Профильное обучение в 10-11 классе МБОУ СОШ № 5 ст.Марьинской Кировского района Ставропольского края в 2016-2017 учебном году.

№ п/п Класс Профиль Профильные предметы, элективные курсы Количество учащихся
10 Физико-математический Математика, физика 5
10 Агротехнологический Биология, основы агрономии, основы животноводства, сельскохозяйственная техника 5
11 Химико-биологический (группа) Химия, биология 5
11 Педагогический (группа) Введение в педагогику, обществознание теория и практика, задания на анализ источников (обществознание) 9

 

В этой же школе много делается по пропаганде профессии педагога. Для того чтобы молодежь шла работать учителями в школу, в сельскую школу, необходимо не только повышение зарплат педагогам, но и привитие детям уважения к профессии педагога. Здесь разработан «план мероприятий по организации деятельности по восполнению педагогических вакансий».

Думается, этот опыт школы поможет другим общеобразовательным учебным заведениям организовать такую работу.

Привлекать родителей и учащихся к участию в проведении Дня открытых дверей школы. В течение года СПР
Спланировать проведение родительских  собраний  (общешкольных,  классных).

“Престиж учительской профессии», «За педагогами будущее страны».

В течение года Зам.директора

Кл.руководители 10-11 классов

Проведение классных часов по изучению професснограмм педагогических учебных заведений. В течение года Кл.руководители 5-11 классов
Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.

Праздник “Город  Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным”

Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”“Мама, папа на работе”  “Фестиваль профессий”«Хочу быть учителем»

В течение года СПР
Организация предметных недель с участием родителей и учащихся. В течение года Зам.директора, руководители ШМО
Проведение серий классных часов  (согласно возрастным особенностям)

“Сто дорог – одна твоя”

“Как претворить мечты в реальность”

“Легко ли быть молодым”

“К чему люди стремятся в жизни”

«Хочу быть учителем»

В течение года Кл.руководители 5-11 классов
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей педагогических учебных заведений В течение года Зам.директора

Кл.руководители 9-11 классов

Обеспечение участия учащихся  в работе ярмарки  вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда. В течение года Зам.директора

Кл.руководители 9-11 классов

 

В формате нашей энциклопедической справки у сельских школ есть возможность рассказать о судьбах своих учителей и выдающихся выпускников. 20,9 % северокавказских школ частично представили данный раздел справки, поместив краткие отзывы о школе или небольшие рассказы о судьбах учителей и выпускников. 30,2 % школ написали полновесный раздел справки, т.е. представили и рассказы о судьбах людей в контексте истории школы, и прямую речь в виде отзывов и воспоминаний очевидцев событий из жизни школы. В 41,8 % историко-культурных справок этот раздел оказался пустым.

В дополнение к этому, можно с сожалением отметить, что 13,9% бланков культурно-исторических справок оказались практически не заполнены полностью.

Во всех обращениях к школьным коллективам оргкомитет «Энциклопедии сельских школ России» подчеркивает, что подготовка историко-культурной справки о школе может и должна быть общим делом взрослых и детей, что это пусть малая, но реальная возможность рождения и укрепления детско-взрослой образовательной общности. Анализ северокавказских справок показал, что в составлении 6,9 % энциклопедических справок учебных заведений принимали участие школьники.

 

[1] Ставропольский край в цифрах, 2016: Краткий статистический сборник / Ставропольстат.–С., 2016г –252с.