Сотрудничество с НКО

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В этой рубрике мы будем рассказывать о возможностях серьезной поддержке со стороны некоммерческих организаций сельской школы. Приглашаем к участию в проекте "Энциклопедия сельских школ России" различные НКО страны. Расскажите о себе, выйдите на сотрудничество с сельскими школами, дайте им новые ресурсы и возможности в рамках реализации ваших проектов и программ! Создайте новые проекты вместе с коллективами сельских школ. Ждем от вас материалов для размещения.

С сожалением приходится констатировать, что сельской школе России по-прежнему не достает внимания и поддержки. Конечно, за последнее время со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей немало сделано для того, чтобы сельская школа получила новые импульсы развития. Но вместе с тем, здесь ещё очень много проблем. Прежде всего России нужно определиться и выбрать образ российской сельской школы 21 века. И здесь важна роль сельского социума, который может и должен отчасти формировать эту повестку.Недостаточно говорить только традиционные слова о любви и почитании, нужно научиться развивать сельскую школу, которая будет развивать само село и деревню. Нужно научиться формировать как у взрослого, так и у детского населения способность и стремление видеть в своей деревне место, где хочется жить и работать. Сельской школе нужно научиться формировать свою повестку в местном сообществе, менять условия под себя. И здесь необходимо привлекать надёжных и сильных партнёров, которые получают от взаимного сотрудничества так же и свои выгоды. Таким партнёром могут стать некоммерческие организации (НКО). Сегодня сектор некоммерческих организаций (НКО) получает от государства многочисленные преференции: финансовые, материальные и другие. И это правильно. Он способствует формированию инфраструктуры активности населения, способности к изменениям и развитию.

В чём может состоять сотрудничество НКО и сельской школы? На первый взгляд это, конечно, различного рода благотворительная помощь: детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья, семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Но это только одно из направлений. Есть и другие. Это совместная работа НКО и сельских школ в разработке и реализации различных проектов – культурных, экологических, образовательных, гражданско-патриотических и других. НКО поможет сельской школе грамотно разработать проект, привлечь финансовые, материальные, организационные и иные ресурсы, возьмёт на себя и проблемы, связанные с грамотным формированием финансово-материальных активов и их расходованием. В чём интерес НКО в этих проектах? Это также возможность увеличения количества и качества проектов в рамках своей уставной деятельности, их эффективности, использования в целях своего развития части аккумулированных ресурсов. Мы уверены, что такая совместная деятельность даст серьёзные синергетические эффекты для развития сельских школ, сельских территорий и НКО Российской Федерации. В нашем проекте мы расскажем, как сельской школе правильно работать с НКО, дадим справочную информацию по различным некоммерческим организациям и видам деятельности, которыми они занимаются, составим для сельской школы реальный справочник эффективных российских НКО.

Сельская школа и НКО

Несмотря на ряд серьёзных позитивных изменений, которые сегодня происходят в российской сельской школе, но всё таки не удаётся преодолеть многие негативные факторы, которые стремительно сказываются на всё более резком отставании сельских образовательных организаций по многим позициям. Чтоб преодолеть существующее неравенство  сельской школе,  нужно найти партнёров, которые способствовали развитию школы, развитию различных направлений школьной жизни, созданию новых форм школьного уклада и т.д.

К сожалению, возможности привлечь для этого население территорий, бизнес-сообщество и предпринимательскую среду часто не приносит позитивного результата. Это происходит из-за отсутствия у администрации и педагогических коллективов школ опыта такой работы, невозможность сельских школ привлекать средства для реализации каких-либо проектов (сложность юридических и бухгалтерских процедур). Поэтому у школ должны появится партнёры, имеющие большое взаимодействие с органами власти, бизнес-сообществом, активными гражданами. Одна из причин такой ситуации – как часто в отсутствии стремления к партнёрству, так и в сложности его осуществления. Школе сложно «открываться», впускать к себе партнеров, взаимодействовать с ними, влиять на окружающую жизнь. Сложно, в первую очередь, преодолеть стереотипы о смысле и способе организации образования, которые давлеют над педагогическим и родительским сообществами. И технически не просто преодолеть сложности, возникающие на пути раскрытия рамок классно-урочной системы, и преодоления соответствующих ей ограничений, заложенных в системе финансирования, в нормативных документах. Вопрос – где и как могут встретиться представители бизнеса и школы? Вести переговоры с бизнесом для людей школы – не простое дело. Да и людям из бизнеса бывает очень сложно понять педагогов. Существует явное различие в языках и логике жизнедеятельности людей из бизнеса и людей из образования. И, как и в жизни, – когда у людей разные языки – на помощь могут приходить переводчики, посредники – владеющие и тем и иным языком, понимающие и ту и иную культуру, которые могут взять на себя труд переговоров, продумывания обоюдовыгодного проекта и ведения его на пользу всем участникам.

Такими партнёрами могли бы стать НКО. Но, к сожалению, в сельской местности количество таких НКО очень ограниченно, а городские НКО часто не знают о конкретных проблемах в сельской местности.

Да, конечно сам сектор НКО – знает, что село нуждается в различных формах помощи для решения проблем различных групп населения. Но как организовать эту помощь? Как найти знающих и надёжных партнёров, которые смогли бы точно описать  имеющие проблемы, указать адресатов, просчитать требующие ресурсы  и добиться решения проблемы?    Здесь возрастает роль сельской школы, но её нужно перенастроить чтобы через взаимодействие с НКО детско-взрослые коллективы сельских образовательных организаций научились разрабатывать различные социально-образовательные, благотворительные, инновационные и др. проекты. Этой совместной деятельности НКО и сельским школам России нужно оказывать консультативную, методическую и образовательную поддержку. Эта задача и будет решена в ходе реализации нашего проекта «Общая дорога».

Фонд развития образования Славяны Бакуниной