Свердловская область

Участие сельских школ Свердловской области в проекте «Сельские школы РФ»

В проекте «Сельские школы РФ» на данный момент представлены исторические справки 19 сельских школ Свердловской области. Ссылка: https://сельскиешколыроссии.рф/?page_id=3350 Примерное количество сельских школ, участвующих в проекте от общего числа сельских школ Свердловской области — 20%.

Цель проекта - рассказать о всех сельских школах России, организовать помощь и поддержку в реализации социально-образовательных проектов, помочь детям и взрослым села и деревни, помочь сельским школам найти друзей и партнеров.

Подчеркну - участие сельских школ в проекте бесплатное.

Добавлю - есть потенциал развития.

Представлены:

  • Артёмовский район:

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8». Сайт:  https://8art.uralschool.ru/sveden/common

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» (МБОУ «СОШ № 16») . Сайт: https://ou16.ru/

  • Артинский район

- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Сухановская средняя образовательная школа" (МБОУ "Сухановская СОШ"). Сайт: http://suhanovka.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/osnovnye-svedeniya

  • Асбестовский городской округ

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 18".  Сайт: https://asb-scool-18.edusite.ru/

  • Верхняя Пышма городской округ

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16». Сайт: http://sc16vp.ucoz.net/index/kontakty/0-33

  • Екатеринбургский городской округ

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 142. Сайт: https://школа142.екатеринбург.рф/org-info/employee-card?id=1

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 137. Сайт: https://школа137.екатеринбург.рф/

  • Пышминский городской округ

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа «Ощепковская средняя общеобразовательная школа». Сайт: http://o-sosh.ru/

  • Серовский район

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Романово. Сайт:
http://school-romanowo.ru/

- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кошай. Сайт: https://koshay.uralschool.ru/sveden/common

  • Сысертский район

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19». Сайт: https://ipatovo19.uralschool.ru/sveden/common

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 18” п. Октябрьский. Сайт: http://oktschool18.ru/

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8" с. Кашино. Сайт: http://kashinoschool8.ucoz.ru/

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 16” с. Никольское. Сайт: http://nikolshkola.narod.ru/

  • Тавдинский район

- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Увал. Сайт: https://uvaloosh.edusite.ru/sveden/common.html

- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Крутое. Сайт: https://schoolkrutoe.edusite.ru/

- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Городище (МКОУ ООШ с. Городище). Сайт: http://gor110sh.ucoz.net/index/osnovnye_svedenija/0-6

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Азанка. Ссылка: https://school-azanka.edusite.ru/sveden/cs_common.html  

- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Карабашка. Сайт: http://karabaschka.edusite.ru/mmagic.html?page=/sveden/common.html

- Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кошуки. Сайт: http://skoolkosuki.ucoz.ru/

Сайты представленных школ, лично для меня удобны в навигации. Возможно есть нюансы по цветовому оформлению - не всегда четко виден текст, наверное в неком творческом оформлении сайтов школ есть тоже свои перспективы, нет единообразия оформления и навигации.

Хочется выразить личную благодарность и признательность школам за предоставление исторической справки. Это большое дело в целях созидания и развития социокультурной составляющей. История нашей с вами памяти и образования.

Для информации.

По данным доклада «Основные итоги деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в 2019 году и задачи на 2020 год» 406 из 1063 образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположены в сельской местности.

По данным сайта midural.ru на 1 января 2020 года численность постоянного сельского населения составляет 649,67 тыс. человек из 4315,7 тыс. человек.

Согласно Уставу Свердловской области и Закону «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» от 13 апреля 2017 года N 34-ОЗ (вступившему в силу 1 октября 2017 года), субъект РФ включает следующие административно-территориальные единицы, непосредственно входящие в состав Свердловской области - районы - Алапаевский, Артёмовский, Артинский, Ачитский, Байкаловский, Белоярский, Богдановичский, Верхнесалдинский, Верхотурский, Гаринский, Ирбитский, Каменский, Камышловский, Красноуфимский, Невьянский,. Нижнесергинский, Новолялинский, Пригородный, Пышминский, Режевской, Серовский, Слободо-Туринский, Сухоложский, Сысертский, Таборинский, Тавдинский, Талицкий, Тугулымский, Туринский, Шалинский.

На настоящий момент школ (с филиалами) расположенных в сельской местности Свердловской области по данным сайтов и нашей работы (359):

Ссылка: http://uongo.ucoz.ru/index/obshheobrazovatelnye_

uchrezhdenija_novoljalinskogo_gorodskogo_okruga/0-11

Краткий анализ исторических справок сельских школ Свердловской области: социокультурный взгляд

Рассмотрим в качестве примера несколько сельских школ Свердловской области, представивших в проект «Сельские школы РФ» исторические справки.

Необходимо отметить, что на наш взгляд, само представление исторической справки о школе является социально-значимым действием, так как мы считаем важным донести до различных слоев общества, всех граждан страны значимость сельской школы как исторического и культурного феномена, обеспечивающего стабильность, устойчивое развитие и духовную крепость российского государства и общества и хотим дать вам возможность увидеть на одном электронном ресурсе все сельские школы России, познакомиться с их прошлым, настоящим и будущим.

Подача исторической справки о школе реализует цель - рассказать о всех сельских школах России, организовать помощь и поддержку в реализации социально-образовательных проектов, помочь детям и взрослым села и деревни, помочь сельским школам найти друзей и партнеров. Это все развивает важные социокультурные составляющие нашего общества.

Электронная страничка каждой сельской школы выступает не только как хранилище официальных сведений (история школы, имена и фамилии руководителей, учителей, достижения, выдающиеся выпускники и т.д.), но и неофициальной, «живой» информации (человеческие судьбы педагогов и учащихся, истории успеха обычных людей, школьный фольклор, семейные истории, личные воспоминания, школьные проекты, дела и т.д.). Материалы представлены в текстовом виде и фото-видео фрагментами.

Например, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8».

Из исторической справки мы видим обстоятельства создания школы - «школа № 8 является первой школой в п. Буланаш. Она была расположена в здании барачного типа по улице Белинского. Сначала выделили одну комнату для обучения детей разного возраста, первый учитель – Скутина Валентина Николаевна. Но уже к 1 сентября 1939 года под школу отдали все здание и присвоили номер восемь. С 1939 по 1940 гг. в школе обучались только ученики начальных классов, а с 1941 года школа стала семилетней. Первым директором был Шварцблат Лазарь Моисеевич. Учителя, которые начинали работать в то военное время, вспоминают: здание было очень холодным, поэтому ученикам самим приходилось заготавливать дрова, не хватало парт, учебников, бумаги, чернил.» Описанная ситуация, наглядно демонстрирует  социокультурную  ситуацию того времени.

Заслуживают внимания и приведенные списки руководителей школы на протяжении ее истории - с 1941 года по настоящее время, выдающихся сотрудников школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.), выдающиеся выпускников и учеников школы (информация о людях, их успехах и достижениях).  В нашем случае - это история развития конкретной образовательной среды в лицах.

Приведена хронология ключевых событий в жизни школы (по годам), показаны друзья и партнеры как на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы), так и в настоящее время. Это позволяет отследить деятельность школы в социокультурном пространстве.

Отдельного рассмотрения требует пункт - «Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа». Данная информация позволяет оценить социокультурное пространство населенного пункта, в котором функционирует школа.

Или, например, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 142, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 137, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кошай, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» п. Октябрьский, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16», муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кошуки. Исторические справки заполнены полностью - имеются записи во всех пунктах.

Мы видим, что школы имеют свои традиции и ритуалы, выработанные годами, что, на наш взгляд, положительно сказывается на социокультурном облике не только школы, но и всего населенного пункта, позиционирует ее в социокультурной среде.

Из пункта - «Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)», мы понимаем цели образовательного процесса и содержание образования, которые формируют социокультурную среду.

В школах есть объединения (детские, детско-взрослые), работающие по разным направления деятельности. Это безусловно служит развитию образования и воспитания всех поколений участников процесса образования.

Заслуживают внимания хорошо заполненные пункты - «Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)», «Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)» и  «Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)». Они позволяют не документально, без официоза увидеть жизнь школы и ее участие в жизни каждого из нас с разных сторон. Так, из воспоминаний - «Фаина Николаевна  оживлённо рассказывает о том, как  дружно и весело работали в те годы. Времени хватало на всё: уроки интересные подготовить, стенгазеты с активом класса выпустить, в совхозе на уборке урожая поработать, в поход с учениками сходить, в кино и театр детей вывезти. Отношения с учениками были особенные: уважительные, тёплые.» ... «свой первый День учителя в Горном Щите. Старшеклассники устроили праздник, который до сих пор греет душу и сердце.  Украсили кабинет букетиками рябины, пригласили учителей на вальс. Школьная жизнь  интересна и разнообразна. Пионерской дружине и комсомольской организации присвоено имя героя Советского Союза Александра Матросова: это был заслуженный результат активной поисковой работы учеников и учителей.»

Таким образом, из исторической справки сельской школы можно достаточно много узнать о социокультурном пространстве сельской школы и социума.

Хочется отметить, очень слабое участие в составлении исторической справки учащихся школ, а в том числе, ведь именно для них это и делается. Необходимо более интенсивно привлекать учащихся и других участников образовательного процесса (например, родителей учащихся) к деятельности по сохранению и изучению истории школы, населенного пункта, социума. Надеюсь, что в школе МБОУ СОШ с. Романово исследовательская работа Романова Алексея - это работа учащегося.

Заполнение исторической справки о сельской школе подразумевает постепенную работу, сбор и анализ информации в течении длительного времени. Приведем цитату: «Заполнение и размещение справки на сайте — начало работы. Вы можете раз в квартал присылать ваши дополнения для размещения. Интересно заполненная историческая справка - это не только рассказ о вашей школе, это и представление вашего муниципалитета и региона.»

В этом контексте отметим школы и не заполненные пункты, с которыми можно работать.

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»:

3.1.          Главные педагогические идеи школы

3.2.          Ценности школьной жизни

3.5.          Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

3.8.          Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

4.2. Участие школы в жизни местного сообщества

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей).

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сухановская средняя общеобразовательная школа»:

  1. История школы: основные вехи (пункты 2.1 — 2.7).
  2. Культура школы (пункты 3.1 - 3.8)
  3. Школа на земле (пункты 4.1 — 4.3)
  4. История и культура школы в деталях (пункты 5.1 — 5.3)

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» Асбестовского городского округа:

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)

 

Муниципальная автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»:

  1. Культура школы (пункты 3.1 - 3.8)
  2. Школа на земле (пункты 4.1 — 4.3)

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа «Ощепковская средняя общеобразовательная школа»:

3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе).

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Романово:

3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» с. Новоипатово:

2.1. Дата основания школы

2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

2.6.Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

3.5 Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «Изюминках» учителей)

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся  и обычных учителях и учениках).

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы).

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8" с. Кашино:

2.4.            Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)

2.5.            Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.

2.6.            Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

2.7.            Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

3.1.            Главные педагогические идеи школы

3.2.            Ценности школьной жизни

3.4.            Традиции и ритуалы

3.5.            Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)

3.8.            Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д.Увал:

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Крутое:

2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)

5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Городище:

  1. История школы: основные вехи (п.п. 2.2 — 2.7)
  2. Культура школы (п.п. 3.1 — 3.8)
  3. Школа на земле (п.п. 4.1 — 4.3)
  4. История и культура школы в деталях (п.п. 5.1 — 5.3)

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Азанка:

1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории

3.1.  Главные педагогические идеи школы

3.2. Ценности школьной жизни

3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)

3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Карабашка:

2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)

2.6.  Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)

2.7.  Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)

3.8.  Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)

5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)

5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)

 

Мы видим, что есть пункты взывающие затруднение при заполнении. На наш взгляд, при относительно небольшой истории сельской школы в России, чуть более 300 лет, интенсивное развитие - в прошлом веке, мы сейчас о многом забыли или ещё не сформировали. Это показывает возможные пути развития образования.

 

 

P.S. Уважаемые коллеги, большая просьба к Вам и будущим участникам проекта — пожалуйста, не вымарывайте строки! Это затрудняет чтение.