Артемовский район - 3
Артинский район - 2
Асбестовский ГО - 1
Верхняя Пышма ГО - 1
Екатеринбургский ГО - 3
Камышловский район - 1
Красноуфимский район - 1
Нижнесергинский район - 2
Новоуральский ГО - 1
Полевской ГО - 1
Пышминский ГО - 1
Североуральский ГО - 1
Серовский район - 3
Сысертский район - 4
Режевской район - 2
Тавдинский район - 8
Шалинский район - 1
Директор проекта Н. А. Махнёв в сельских школах Свердловской области
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Участие сельских школ Свердловской области в проекте «Сельские школы РФ»
В проекте «Сельские школы РФ» на данный момент представлены исторические справки 19 сельских школ Свердловской области. Ссылка: https://сельскиешколыроссии.рф/?page_id=3350 Примерное количество сельских школ, участвующих в проекте от общего числа сельских школ Свердловской области — 20%.
Цель проекта - рассказать о всех сельских школах России, организовать помощь и поддержку в реализации социально-образовательных проектов, помочь детям и взрослым села и деревни, помочь сельским школам найти друзей и партнеров.
Подчеркну - участие сельских школ в проекте бесплатное.
Добавлю - есть потенциал развития.
Представлены:
- Артёмовский район:
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8». Сайт: https://8art.uralschool.ru/sveden/common
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» (МБОУ «СОШ № 16») . Сайт: https://ou16.ru/
- Артинский район
- Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Сухановская средняя образовательная школа" (МБОУ "Сухановская СОШ"). Сайт: http://suhanovka.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/osnovnye-svedeniya
- Асбестовский городской округ
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 18". Сайт: https://asb-scool-18.edusite.ru/
- Верхняя Пышма городской округ
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16». Сайт: http://sc16vp.ucoz.net/index/kontakty/0-33
- Екатеринбургский городской округ
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 142. Сайт: https://школа142.екатеринбург.рф/org-info/employee-card?id=1
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 137. Сайт: https://школа137.екатеринбург.рф/
- Пышминский городской округ
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа «Ощепковская средняя общеобразовательная школа». Сайт: http://o-sosh.ru/
- Серовский район
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Романово. Сайт: http://school-romanowo.ru/
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кошай. Сайт: https://koshay.uralschool.ru/sveden/common
- Сысертский район
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19». Сайт: https://ipatovo19.uralschool.ru/sveden/common
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 18” п. Октябрьский. Сайт: http://oktschool18.ru/
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8" с. Кашино. Сайт: http://kashinoschool8.ucoz.ru/
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 16” с. Никольское. Сайт: http://nikolshkola.narod.ru/
- Тавдинский район
- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Увал. Сайт: https://uvaloosh.edusite.ru/sveden/common.html
- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Крутое. Сайт: https://schoolkrutoe.edusite.ru/
- Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Городище (МКОУ ООШ с. Городище). Сайт: http://gor110sh.ucoz.net/index/osnovnye_svedenija/0-6
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Азанка. Ссылка: https://school-azanka.edusite.ru/sveden/cs_common.html
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Карабашка. Сайт: http://karabaschka.edusite.ru/mmagic.html?page=/sveden/common.html
- Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кошуки. Сайт: http://skoolkosuki.ucoz.ru/
Сайты представленных школ, лично для меня удобны в навигации. Возможно есть нюансы по цветовому оформлению - не всегда четко виден текст, наверное в неком творческом оформлении сайтов школ есть тоже свои перспективы, нет единообразия оформления и навигации.
Хочется выразить личную благодарность и признательность школам за предоставление исторической справки. Это большое дело в целях созидания и развития социокультурной составляющей. История нашей с вами памяти и образования.
Для информации.
По данным доклада «Основные итоги деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в 2019 году и задачи на 2020 год» 406 из 1063 образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположены в сельской местности.
По данным сайта midural.ru на 1 января 2020 года численность постоянного сельского населения составляет 649,67 тыс. человек из 4315,7 тыс. человек.
Согласно Уставу Свердловской области и Закону «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» от 13 апреля 2017 года N 34-ОЗ (вступившему в силу 1 октября 2017 года), субъект РФ включает следующие административно-территориальные единицы, непосредственно входящие в состав Свердловской области - районы - Алапаевский, Артёмовский, Артинский, Ачитский, Байкаловский, Белоярский, Богдановичский, Верхнесалдинский, Верхотурский, Гаринский, Ирбитский, Каменский, Камышловский, Красноуфимский, Невьянский,. Нижнесергинский, Новолялинский, Пригородный, Пышминский, Режевской, Серовский, Слободо-Туринский, Сухоложский, Сысертский, Таборинский, Тавдинский, Талицкий, Тугулымский, Туринский, Шалинский.
На настоящий момент школ (с филиалами) расположенных в сельской местности Свердловской области по данным сайтов и нашей работы (359):
- УО администрации муниципального образования Алапаевское - 19. Ссылка: https://uomoa.uoedu.ru/contacts/phonebook
- УО Артемовского городского округа - 11. Ссылка: http://art-uo.ru/svedeniya-ob-upravlenii/podvedomstvennye-organizaczii/
- УО администрации Артинского городского округа - 21. Ссылка: https://artiuo.profiedu.ru/site/section?id=71
- УО администрации Ачитского городского округа - 12. Ссылка: http://achit-uo.ru/obrazovatelnye-uchrezhdeniya/shkoly.html
- УО Байкаловского муниципального района - 11. Ссылка: https://baikalmouo.edusite.ru/p19aa1.html
- МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа» - 15. Ссылка: https://beloyarka.com/social-policy/education/educational_institutions/
- МКУ «Управление образования городского округа Богданович» (МКУ УО ГО Богданович) - 13. Ссылка: http://uobgd.ru/activities/62
- УО администрации Верхнесалдинского городского округа - 3. Ссылка: https://obrvs.uralschool.ru/treatments/4
- МКУ "Управление образования городского округа Верхотурский" - 5.
- МКУ «Информационно-методический центр» Гаринского городского округа - 2. Ссылка:http://uo-gari.ru/-obschaya-informatsiya/
- УО Ирбитского муниципального образования - 20. Ссылка: http://uoirbitmo.ru/schools
- УО администрации муниципального образования «Каменский городской округ» - 14. Ссылка: http://mouo.ru/ob-upravlenii/podvedomstvennye-organizatsii/shkoly
- УО администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район - 13. Ссылка: https://kamyshlovsky-region.ru/sotsialnaya-sfera/obrazovanie/uchrezhdeniya-obrazovaniya/
- МОУО муниципального образования Красноуфимский округ - 24. Ссылка: http://mouo-kruf.ru/obsh-obraz.html
- УО Невьянского городского округа - 8. Ссылка:http://uo-ngo.ru/obshheobrazovatelnye-organizatsii
- УО администрации Нижнесергинского муниципального района - 12. Ссылка: http://nsergi16.ru/общеобразовательные-учреждения-учр/
- УО Новолялинского городского округа - 8.
Ссылка: http://uongo.ucoz.ru/index/obshheobrazovatelnye_
uchrezhdenija_novoljalinskogo_gorodskogo_okruga/0-11
- УО администрации Горноуральского городского округа - 17. Ссылка: https://uoggo.ru/educational
- МКУ Пышминского городского округа "Управление образования и молодежной политики" - 12. Ссылка: https://uopgo66.edusite.ru/p7aa1.html
- УО администрации Режевского городского округа - 8. Ссылка: http://obrazovanie-rez.ucoz.ru/index/sajty_obrazovatelnykh_uchrezhdenij_rezhevskogo_gorodskogo_okruga/0-17
- УО отраслевой орган администрации Серовского городского округа - 7.
- УО Слободо-Туринский муниципальный отдел - 15. Ссылка: https://www.mouoslb.ru/node/4
- УО администрации Сысертского района - 15. Ссылка: https://obr-sysert.ru/карта-школ-сго/
- УО администрации Таборинского муниципального района - 7. Ссылка: http://mouotab.ru/index/obshheobrazovatelnye_uchrezhdenija/0-95
- МОУО УО Тавдинского городского округа - 7. Ссылка: https://mou-tavda.edusite.ru/p3aa1.html
- УО администрации Талицкого городского округа - 22. Ссылка: https://talica.uralschool.ru/contacts/orgs
- УО администрации Тугулымского городского округа - 14. Ссылка: https://uotugulym.profiedu.ru/contacts/orgs
- МКУ УО Туринского городского округа - 10. Ссылка: http://turinskuo.my1.ru/index/municipalnye_obrazovatelnye_ uchrezhdenija_turinskogo_gorodskogo_okruga/0-2
- УО Шалинского городского округа - 14. Ссылка: http://edu-shalya.ucoz.ru/index/obshheobrazovatelnye/0-19
Краткий анализ исторических справок сельских школ Свердловской области: социокультурный взгляд
Рассмотрим в качестве примера несколько сельских школ Свердловской области, представивших в проект «Сельские школы РФ» исторические справки.
Необходимо отметить, что на наш взгляд, само представление исторической справки о школе является социально-значимым действием, так как мы считаем важным донести до различных слоев общества, всех граждан страны значимость сельской школы как исторического и культурного феномена, обеспечивающего стабильность, устойчивое развитие и духовную крепость российского государства и общества и хотим дать вам возможность увидеть на одном электронном ресурсе все сельские школы России, познакомиться с их прошлым, настоящим и будущим.
Подача исторической справки о школе реализует цель - рассказать о всех сельских школах России, организовать помощь и поддержку в реализации социально-образовательных проектов, помочь детям и взрослым села и деревни, помочь сельским школам найти друзей и партнеров. Это все развивает важные социокультурные составляющие нашего общества.
Электронная страничка каждой сельской школы выступает не только как хранилище официальных сведений (история школы, имена и фамилии руководителей, учителей, достижения, выдающиеся выпускники и т.д.), но и неофициальной, «живой» информации (человеческие судьбы педагогов и учащихся, истории успеха обычных людей, школьный фольклор, семейные истории, личные воспоминания, школьные проекты, дела и т.д.). Материалы представлены в текстовом виде и фото-видео фрагментами.
Например, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8».
Из исторической справки мы видим обстоятельства создания школы - «школа № 8 является первой школой в п. Буланаш. Она была расположена в здании барачного типа по улице Белинского. Сначала выделили одну комнату для обучения детей разного возраста, первый учитель – Скутина Валентина Николаевна. Но уже к 1 сентября 1939 года под школу отдали все здание и присвоили номер восемь. С 1939 по 1940 гг. в школе обучались только ученики начальных классов, а с 1941 года школа стала семилетней. Первым директором был Шварцблат Лазарь Моисеевич. Учителя, которые начинали работать в то военное время, вспоминают: здание было очень холодным, поэтому ученикам самим приходилось заготавливать дрова, не хватало парт, учебников, бумаги, чернил.» Описанная ситуация, наглядно демонстрирует социокультурную ситуацию того времени.
Заслуживают внимания и приведенные списки руководителей школы на протяжении ее истории - с 1941 года по настоящее время, выдающихся сотрудников школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.), выдающиеся выпускников и учеников школы (информация о людях, их успехах и достижениях). В нашем случае - это история развития конкретной образовательной среды в лицах.
Приведена хронология ключевых событий в жизни школы (по годам), показаны друзья и партнеры как на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы), так и в настоящее время. Это позволяет отследить деятельность школы в социокультурном пространстве.
Отдельного рассмотрения требует пункт - «Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа». Данная информация позволяет оценить социокультурное пространство населенного пункта, в котором функционирует школа.
Или, например, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 142, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 137, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кошай, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» п. Октябрьский, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16», муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кошуки. Исторические справки заполнены полностью - имеются записи во всех пунктах.
Мы видим, что школы имеют свои традиции и ритуалы, выработанные годами, что, на наш взгляд, положительно сказывается на социокультурном облике не только школы, но и всего населенного пункта, позиционирует ее в социокультурной среде.
Из пункта - «Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)», мы понимаем цели образовательного процесса и содержание образования, которые формируют социокультурную среду.
В школах есть объединения (детские, детско-взрослые), работающие по разным направления деятельности. Это безусловно служит развитию образования и воспитания всех поколений участников процесса образования.
Заслуживают внимания хорошо заполненные пункты - «Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)», «Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)» и «Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)». Они позволяют не документально, без официоза увидеть жизнь школы и ее участие в жизни каждого из нас с разных сторон. Так, из воспоминаний - «Фаина Николаевна оживлённо рассказывает о том, как дружно и весело работали в те годы. Времени хватало на всё: уроки интересные подготовить, стенгазеты с активом класса выпустить, в совхозе на уборке урожая поработать, в поход с учениками сходить, в кино и театр детей вывезти. Отношения с учениками были особенные: уважительные, тёплые.» ... «свой первый День учителя в Горном Щите. Старшеклассники устроили праздник, который до сих пор греет душу и сердце. Украсили кабинет букетиками рябины, пригласили учителей на вальс. Школьная жизнь интересна и разнообразна. Пионерской дружине и комсомольской организации присвоено имя героя Советского Союза Александра Матросова: это был заслуженный результат активной поисковой работы учеников и учителей.»
Таким образом, из исторической справки сельской школы можно достаточно много узнать о социокультурном пространстве сельской школы и социума.
Хочется отметить, очень слабое участие в составлении исторической справки учащихся школ, а в том числе, ведь именно для них это и делается. Необходимо более интенсивно привлекать учащихся и других участников образовательного процесса (например, родителей учащихся) к деятельности по сохранению и изучению истории школы, населенного пункта, социума. Надеюсь, что в школе МБОУ СОШ с. Романово исследовательская работа Романова Алексея - это работа учащегося.
Заполнение исторической справки о сельской школе подразумевает постепенную работу, сбор и анализ информации в течении длительного времени. Приведем цитату: «Заполнение и размещение справки на сайте — начало работы. Вы можете раз в квартал присылать ваши дополнения для размещения. Интересно заполненная историческая справка - это не только рассказ о вашей школе, это и представление вашего муниципалитета и региона.»
В этом контексте отметим школы и не заполненные пункты, с которыми можно работать.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»:
3.1. Главные педагогические идеи школы
3.2. Ценности школьной жизни
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
4.2. Участие школы в жизни местного сообщества
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сухановская средняя общеобразовательная школа»:
- История школы: основные вехи (пункты 2.1 — 2.7).
- Культура школы (пункты 3.1 - 3.8)
- Школа на земле (пункты 4.1 — 4.3)
- История и культура школы в деталях (пункты 5.1 — 5.3)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» Асбестовского городского округа:
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)
Муниципальная автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16»:
- Культура школы (пункты 3.1 - 3.8)
- Школа на земле (пункты 4.1 — 4.3)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа «Ощепковская средняя общеобразовательная школа»:
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Романово:
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» с. Новоипатово:
2.1. Дата основания школы
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
2.6.Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
3.5 Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «Изюминках» учителей)
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках).
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы).
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8" с. Кашино:
2.4. Хронология ключевых событий в жизни школы (по годам)
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
3.1. Главные педагогические идеи школы
3.2. Ценности школьной жизни
3.4. Традиции и ритуалы
3.5. Особенности образовательного процесса (краткая информация об интересных и самобытных уроках, занятиях, курсах; находках и «изюминках» учителей)
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
4.3. Друзья, партнеры, благотворители школы сегодня
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д.Увал:
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Крутое:
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)
5.3. Прямая речь (личные воспоминания, отзывы о школе педагогов, детей, родителей)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Городище:
- История школы: основные вехи (п.п. 2.2 — 2.7)
- Культура школы (п.п. 3.1 — 3.8)
- Школа на земле (п.п. 4.1 — 4.3)
- История и культура школы в деталях (п.п. 5.1 — 5.3)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Азанка:
1.10. Краткое описание здания школы, материально-технической базы, пришкольной территории
3.1. Главные педагогические идеи школы
3.2. Ценности школьной жизни
3.3. Школьные символы (дать описание герба, флага, гимна, девиза и т.п.)
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
4.1. Краткое описание и история населенного пункта (деревни, села, поселка, аула и т.д.), где расположена школа
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Карабашка:
2.5. Выдающиеся сотрудники школы (информация о людях, внесших особый вклад в жизнь школы – учителях, администраторах и др.)
2.6. Выдающиеся выпускники и ученики школы (информация о людях, их успехах и достижениях)
2.7. Друзья и партнеры на историческом пути школы (информация о людях, организациях, их участии в жизни школы)
3.8. Школьный фольклор (песни, танцы, игры, легенды, анекдоты и т.п., любимые в школе)
5.1. Судьба человека (рассказы о людях, которые связали свою жизнь со школой; о выдающихся и обычных учителях и учениках)
5.2. Семья и школа (рассказы о разных поколениях учеников школы из одной семьи; об учительских (и не только) династиях в школе; о взаимоотношениях и взаимодействии семьи и школы)
Мы видим, что есть пункты взывающие затруднение при заполнении. На наш взгляд, при относительно небольшой истории сельской школы в России, чуть более 300 лет, интенсивное развитие - в прошлом веке, мы сейчас о многом забыли или ещё не сформировали. Это показывает возможные пути развития образования.
P.S. Уважаемые коллеги, большая просьба к Вам и будущим участникам проекта — пожалуйста, не вымарывайте строки! Это затрудняет чтение.